Переход политике военного коммунизма.Создание совета рабочей и крестьянской обороны.

Поражение Германии и ее союзников в мировой
войне, провал захватнических планов герман-
ского империализма в Советской России при-
вели к глубоким изменениям в международ-
ной обстановке. Германия из перворазрядной
капиталистической державы была низведена до положения
второразрядной. Государства Антанты во главе с США пре-
вратились в господствующую силу капиталистического лагеря,
Поражение австро-германского блока облегчало Антанте борьбу
против Советской России. Империалисты США, Англии, Фран-
ции получили теперь возможность усилить интервенцию про-
тив республики трудящихся и оказать еще большую помощь
внутренним силам контрреволюции.
Угроза усиления военной интервенции потребовала макси-
мального напряжения сил молодого Советского государства.
Коммунистическая партия понимала, что Советская республика
сможет отстоять свою государственную независимость лишь в
длительной, тяжелой войне с внешними и внутренними вра-
гами. Для этой войны необходимо было поставить весь тыл на
службу фронту, мобилизовать все силы и ресурсы страны,
перестроить всю ее хозяйственную и культурно-политическую
жизнь на военный лад.

Осуществить такую мобилизацию сил Советской страны в
условиях 1918 года было нелегко. Разруха в народном хозяй-
стве, многоукладность экономики России, слабость социали-
стического сектора хозяйства создавали огромные трудности
в мобилизации на оборону тех скудных ресурсов, какие оста-
вались в стране после четырех лет империалистической войны.
Захват интервентами и белогвардейцами важных продовольст-
венных, топливных и сырьевых районов страны еще более
ухудшал и без того тяжелое экономическое положение Совет-
ской республики.
Перестройка всей жизни страны на военный лад требовала,
чтобы государство сосредоточило в своих руках все запасы ме-
талла, топлива, сырья, готовой продукции, строжайше контро-
лировало их распределение. Ни один килограмм сырья, ни один
пуд топлива не должны были расходоваться на нужды, не свя-
занные непосредственно с обороной Республики. К концу
1918 года была в основном национализирована крупная промы-
шленность. Это в значительной степени облегчало мобилизацию
экономических ресурсов на военные цели. Но в условиях беше-
ного натиска контрреволюции следовало на нужды обороны пе-
реключить всю промышленность. Полностью осуществить это
мешало наличие многих мелких и средних частных предприя-
тий, не контролируемых государством. В обстановке усиления
военной интервенции Советская власть должна была поставить
под контроль и такие предприятия, и она начала это осущест-
влять. Распространение государственного контроля на ненацио-
нализированную часть средней и мелкой промышленности
позволяло Советскому государству увеличить производство
роенной продукции, наладить централизованное снабжение
промышленных предприятий сырьем и топливом, помогало
правильно распределять квалифицированную рабочую силу.
В первый период после победы Октябрьской революции
Советское правительство, национализировав ключевые отрасли
народного хозяйства, допускало существование капиталистиче-
ского сектора и проводило экономическую политику, рассчитан-
ную на преодоление капиталистических элементов в порядке
использования товарно-денежных, рыночных отношений. В ус-
ловиях существования в стране миллионов мелкотоварных
хозяйств такая политика являлась единственно приемлемой и
целесообразной для победы социализма. Но в период чрезвы-
чайного обострения классовой борьбы, вызванного империали-
стической интервенцией, при слабости социалистического секто-
ра хозяйства, Советское государство было не в состоянии раз-
громить интервентов и белогвардейцев, сохраняя свободу торго-
вли и рыночных отношений. Под лозунгом свободной торговли
объединялись все враги Советского государства. Буржуазия
прежде всего под этим лозунгом развертывала борьбу против
власти рабочих и крестьян. В. И. Ленин говорил, что это
«самая глубокая, самая коренная, самая повседневная, са-
мая массовая борьба капитализма с социализмом. От этой
борьбы зависит решение вопроса о всей судьбе нашей рево-
люции» 1.
В этих условиях Советское правительство вынуждено было
запретить частную торговлю хлебом и другими предметами
первой необходимости, ибо свобода торговли грозила полностью
сорвать снабжение армии и рабочих продовольствием, про-
мышленности — сырьем.
Советское правительство 21 ноября 1918 года приняло дек-
рет «Об организации снабжения населения всеми продуктами
и предметами личного потребления и домашнего хозяйства».
В декрете говорилось:
«В целях замены частноторгового аппарата и для пла-
номерного снабжения населения всеми продуктами из со-
ветских и кооперативных распределительных пунктов на
Народный комиссариат продовольствия (Компрод) возла-
гается заготовка всех продуктов, служащих для личного
потребления и домашнего хозяйства» 2.
Все вырабатываемые промышленностью предметы потреб-
ления передавались Наркомпроду. Наркомпрод получал моно-
польное право на регулирование торговли продуктами, а также
реквизицию и конфискацию оптовых торговых складов и на-
ционализацию торговых фирм. Декрет от 21 ноября предрешал
вопрос о запрещении частной торговли важнейшими предме-
тами первой необходимости. 26 ноября постановлением ВСНХ
и Наркомпрода частная торговля важнейшими предметами
потребления была запрещена.
Прямой товарообмен становился единственной (помимо
«черного» рынка) экономической формой связи между горо-
дом и деревней. Крестьяне, сдавая продовольствие продорга-
нам или кооперации, получали непосредственно от них за
сданные продукты изделия промышленности: мануфактуру,
керосин, спички, обувь, сельскохозяйственный инвентарь и т. п.
Товарообмен суживал сферу денежного обращения. Со време-
нем основная масса государственных товаров стала распреде-
ляться без денег. Это в равной степени относилось и к снабже-
нию рабочих, служащих и армии, и к обеспечению государст-
венной промышленности сырьем.
Вынужденное свертывание производства на предприятиях,
выпускавших мирную продукцию, при исключительной скудо-
сти запасов товаров широкого потребления в стране, чрезвы-
чайно осложняло товарообмен между городом и деревней.
Советскому правительству становилось все труднее оплачи-
вать товарами получаемый от крестьян хлеб. Промышленных
товаров для обмена на хлеб явно не хватало. В связи с этим
устанавливался все более строгий порядок отпуска крестьянам
промышленных товаров; возможность приобретения крестья-
нами тех или иных изделий промышленности без сдачи соот-
ветствующего количества хлеба сводилась до минимума. В ав-
густе 1918 года В. И. Ленин в «Тезисах по продовольственному
вопросу» прямо предлагал
«крестьянам-посевщикам н е давать н и одного товара
иначе как в обмен за хлеб» 3.
К началу 1919 года затруднения с поступлением хлеба в
промышленные центры и для снабжения Красной Армии воз-
росли настолько, что Советское правительство было вынуждено
пойти на чрезвычайную меру, фактически нарушающую все
нормальные экономические отношения между городом и дерев-
ней, — на введение натуральной продовольственной повинно-
сти. Натуральная продовольственная повинность — продраз-
верстка — означала изъятие у крестьян излишков продовольст-
вия, а иногда и некоторой части необходимых продуктов. Иначе
спасти от голода рабочий класс и обеспечить растущую Крас-
ную Армию необходимым продовольствием было невозможно.
В конце 1918 года была объявлена трудовая повинность для
всех граждан РСФСР. В полную меру трудовая повинность
была осуществлена позднее, в 1920 году. Введение трудовой
повинности позволяло Советскому правительству наиболее ра-
ционально использовать оставшуюся в тылу рабочую силу,
привлекать к общественно-полезному труду буржуазию.
Вся эта система мероприятий: установление контроля не
только над крупной, но и средней и мелкой промышленностью,
введение монополии хлебной торговли, запрещение частной
торговли хлебом и установление продразверстки, введение все-
общей трудовой повинности для всех классов по принципу «кто
не работает, тот не ест» — получила название военного комму-
низма. Переход к политике военного коммунизма осущест-
влялся постепенно, примерно в течение года, начиная с лета
1918 года и до весны 1919 года.
Политика военного коммунизма была направлена на моби-
лизацию и рациональное распределение материальных ресур-
сов Республики в условиях интервенции и хозяйственного разо-
рения страны. Политика военного коммунизма с полной цен-
трализацией производства и распределения была в этих
условиях единственно возможной политикой.
Объективная необходимость политики военного коммунизма
вытекала из задач военной борьбы пролетариата против объ-
единенных сил внешней и внутренней контрреволюции. Воен-
ный коммунизм не являлся неизбежной фазой развития социа-
листической революции. Введение военного коммунизма в Со-
ветской России было мерой временной, вызванной иностранной
военной интервенцией и разрухой в стране. Характеризуя по-
литику военного коммунизма, В. И. Ленин писал:
«Своеобразный «военный коммунизм» состоял в том,
что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже
иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина
продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и
на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за
бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капитали-
стов в разоренной мелкокрестьянской стране мы не могли.
И тот факт, что мы победили (вопреки поддержке наших
эксплуататоров могущественнейшими державами мира),
показывает не только, на какие чудеса героизма способны
рабочие и крестьяне в борьбе за свое освобождение. Этот
факт показывает также, какую роль лакеев буржуазии
играли на деле меньшевики, эсеры, Каутский и К°, когда
они ставили нам в вину этот «военный коммунизм». Его
надо поставить нам в заслугу.
Но не менее необходимо знать настоящую меру этой
заслуги. «Военный коммунизм» был вынужден войной и
разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяй-
ственным задачам пролетариата политикой. Он был вре-
менной мерой».
Мобилизация всех сил и ресурсов страны на разгром врага
потребовала объединения деятельности всех органов Совет-
ского государства и подчинения этой деятельности задачам
обороны Республики. ВЦИК 30 ноября 1918 года, подтвердив
свой декрет от 2 сентября 1918 года об объявлении страны
военным лагерем, учредил Совет Рабочей и Крестьянской Обо-
роны — чрезвычайный орган, возглавивший всю работу по мо-
билизации сил и средств осажденного врагом государства в
интересах обороны.
В постановлении ВЦИК об образовании Совета Рабочей и
Крестьянской Обороны говорилось:
«Советская Республика стоит перед возрастающей опас-
ностью вторжения соединенных полчищ мирового импе-
риализма. Выступив на арену мировой бойни под фальши-
выми лозунгами демократии и братства народов, победо-
носные союзные хищники попирают ныне все более слабые
народы и государства…
В этих условиях мирового разбоя, грабежа и насилия од-
на страна является сейчас подлинным очагом независимо-
сти рабочего класса, оплотом слабых и угнетенных народов,
крепостью социальной революции, — это Советская Россия.
Против нее направлена вся злоба, вся ненависть миро-
вой буржуазии…
Всероссийские съезды Советов пред лицом всего чело-
вечества проявили свое стремление жить в мире и брат-
стве со всеми народами и в то же время свою готовность
с оружием в руках охранять социалистическую респуб-
лику от натиска империалистических войск. С высоким
удовлетворением констатируя успехи Красной Армии и
Красного Флота, Всероссийский Центральный Исполни-
тельный Комитет подтверждает необходимость удесятерить
усилия рабочих и крестьян, солдат и матросов в деле
обороны рабочей и крестьянской страны» 5.
Постановления Совета Обороны были строго обязательны
для всех центральных и местных учреждений и ведомств, для
всех граждан Советской республики.
Совету Обороны предстояло решить задачи величайшей
трудности. В обстановке голода и разрухи нужно было обес-
печить всем необходимым Красную Армию, снабдить продо-
вольствием, топливом и сырьем важнейшие пролетарские цен-
тры, ковавшие оружие для победы над врагом, добиться чет-
кой и бесперебойной работы ослабленного войной и интервен-
цией железнодорожного и водного транспорта. Для этого нужно
было заставить все продовольственные и железнодорожные ор-
ганы работать с наивысшим напряжением и добросовестностью.
В продовольственном и транспортном деле, в военной про-
мышленности устанавливался военный режим — режим су-
ровой дисциплины. Совет Обороны призван был превра-
тить Республику в единый боевой лагерь, провести в жизнь
лозунг Центрального Комитета Коммунистической партии —
«Все для фронта!»
Газета «Правда» 3 декабря 1918 года писала в связи с орга-
низацией Совета Обороны:
«…Центральный Исполнительный Комитет постановил уч-
редить Совет Рабочей и Крестьянской Обороны и по-проле-
тарски милитаризовать продовольствие, транспорт и воен-
ное снабжение Красной Социалистической Армии. Этим
актом пролетариат России провозгласил чрезвычайную
военную рабоче-крестьянскую диктатуру… Совет Рабочей
и Крестьянской Обороны, организованный под председа-
тельством испытанного бойца, лучшего из лучших, това-
рища Ленина, должен централизовать и всеми мерами
наладить необходимейшие для отпора насильникам обла-
сти: железные дороги, продовольствие, военные заводы» 6.
Совет Обороны возглавил организатор и руководитель Ком-
мунистической партии и Советского государства В. И. Ленин.
В состав Совета Обороны вошли Народный комиссар путей
сообщения В. И. Невский, заместитель Народного комиссара
продовольствия Н. П. Брюханов, председатель Чрезвычайной
комиссии по снабжению Красной Армии Л. Б. Красин, пред-
ставитель Всероссийского Центрального Исполнительного Ко-
митета И. В. Сталин и другие.
Важнейшими областями деятельности Совета Обороны явля-
лись продовольственное дело, мобилизация транспорта, про-
мышленности, топливных ресурсов, организация военного снаб-
жения. Совет Обороны руководил всем военным хозяйством Со-
ветской республики. Под неослабный контроль Совета Обороны
была поставлена деятельность Реввоенсовета и других военных
органов. С образованием Совета Обороны значительно улучши-
лась работа советского государственного аппарата по укрепле-
нию обороноспособности страны, по снабжению фронта попол-
нениями, продовольствием, обмундированием, вооружением.
В своей работе Совет Обороны использовал аппарат Совета
Народных Комиссаров, секретариат которого являлся в то же
время и секретариатом Совета Обороны. Всю работу Совет
Обороны проводил прежде всего через своих членов, которые,
будучи руководителями важнейших ведомств в стране, несли
ответственность за выполнение решений Совета Обороны, каж-
дый но своему ведомству. Руководство Совета Обороны осуще-
ствлялось также через специальные комиссии, создаваемые
Советом Обороны для рассмотрения важнейших вопросов, свя-
занных с обороной Республики. В отдельных случаях для
решения экстренных вопросов на местах Совет Обороны практи-
ковал посылку своих уполномоченных. В качестве уполномо-
ченных посылались члены Совета Обороны, видные руководи-
тели партии и правительства.
Совет Рабочей и Крестьянской Обороны занимал особое
место в системе пролетарской диктатуры. Это был чрезвычай-
ный орган; он был вызван к жизни гражданской войной и ино-
странной военной интервенцией. Деятельность Совета Обороны
была направлена на то, чтобы все силы и средства страны под-
чинить делу обороны Советской республики.
Совет Обороны сыграл исключительно важную роль в мо-
билизации всех сил Советского государства на разгром интер-
вентов и их белогвардейских ставленников.

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий