Организация военного производства.мобилизация промышленности и транспорта на оборону.

С развертыванием военных действий против интервентов
и белогвардейцев и ростом Красной Армии требовалось все
большее и большее количество винтовок, пулеметов, орудий,
снарядов, патронов. Запасы же оружия и боеприпасов в стране
ко второй половине 1918 года составляли всего около 3 тысяч
орудий, свыше 10 тысяч пулеметов, 1,3 миллиона винтовок и
около 800 миллионов патронов. Это количество оружия и бое-
припасов не могло удовлетворить растущие нужды Красной
Армии.
Между тем пополнить недостающее количество вооружения,
снабдить Красную Армию всем необходимым в условиях осени
1918 года было делом чрезвычайно трудным. Большая часть
военных заводов оказалась на захваченной врагом территории.
Из 5402 заводов, которые выполняли военные заказы, на окку-
пированной территории находилось около 3500. В значитель-
ной степени была обескровлена промышленность Петрограда,
которая давала во время первой мировой войны почти
80 процентов всей военной продукции. Многие военные заводы
Петрограда и других городов во время нападения германских
империалистов на Советскую Россию были частично вывезены
в глубь страны или подготовлены к эвакуации и не работали.
Ряд военных предприятий был разрушен интервентами и бело-
гвардейцами, и на их восстановление требовалось значитель-
ное время. Из больших государственных заводов, изготовляв-
ших патроны, Луганский и Симбирский были захвачены интер-
вентами, Петроградский завод прекратил производство ввиду
эвакуации. Единственным в это время источником снабжения
Красной Армии патронами оставался Тульский патронный
завод.

Производительность работающих военных заводов из-за
недостатка топлива, сырья, ухода многих рабочих в Красную
Армию, продотряды и отлива в деревню части рабочих, не
выдержавших трудностей голодного времени, была невысокой,
значительно ниже уровня 1917 года. Резко снизил к лету
1918 года военное производство Путиловский завод в Петро-
граде. Тульский оружейный завод в июле 1917 года произвел
40 500 винтовок, а в июле 1918 года — лишь 8350, Ижевский
соответственно — 46 800 и 15 200. Во второй половине 1918 го-
да винтовки изготовлялись только на Тульском заводе, так как
другие оружейные заводы — Ижевский и Боткинский — в ав-
густе 1918 года попали в руки врага, а Сестрорецкий находился
в эвакуации.
Трудности в организации военного производства усугубля-
лись общим тяжелым состоянием промышленности и транс-
порта. Захват интервентами районов, которые давали более
90 процентов каменного угля, 85 процентов железной руды,
примерно 75 процентов производимого в России чугуна и стали,
резко сократил производственные возможности промышлен-
ности. От огромного горнозаводского Урала с 150 домнами оста-
лись лишь небольшая часть Северного Урала и те из заводов,
которые группировались вокруг Перми, всего 13 — 15 заводов.
Оккупация интервентами Баку лишила Советскую Россию
основного источника жидкого топлива, запасы которого быстро
иссякали. Из-за острого недостатка угля и нефти все большее
число промышленных предприятий вынуждено было перехо-
дить на дровяное топливо. Крайне осложняло работу промыш-
ленности расстройство железнодорожного транспорта. Коли-
чество «больных» вагонов увеличилось к декабрю 1918 года по
сравнению с январем того же года более чем в два раза, а па-
ровозов — в полтора раза. В этих сложных и трудных усло-
виях нужно было в короткий срок наладить военное производ-
ство, обеспечить Красную Армию вооружением, боеприпасами,
снаряжением и обмундированием.
Одной из важных мер Советского правительства в области
организации военного производства явилось создание при
ВСНХ в августе 1918 года Чрезвычайной комиссии по произ-
водству предметов военного снаряжения (позднее она была
переименована в Чрезвычайную комиссию по снабжению
Красной Армии). На эту комиссию была возложена задача наи-
более целесообразно использовать национализированные пред-
приятия, а также все ресурсы страны для снабжения Красной
Армии и Флота. В первую очередь комиссии поручалось макси-
мально увеличить производство оружия и боеприпасов. Совет
Обороны так сформулировал задачи комиссии:
«…всемерно содействовать и доставлять соответственным
органам на местах все необходимое для заготовок: сырье,
материалы, средства производства и готовые продукты из
ВСНХ, Центроколлегий и других источников и вводить
необходимый контроль и необходимое единство в процесс
восстановления производства по обслуживанию разносто-
ронних нужд армии» 20.
Постановления комиссии были обязательны для всех пред-
приятий, которые можно было использовать для военного про-
изводства. Ей было предоставлено право размещать военные
заказы на всех предприятиях страны и посылать своих комис-
саров на военные заводы. Создание Чрезвычайной комиссии по
производству предметов военного снаряжения положило начало
организации военного производства в масштабах, необходимых
для ведения длительной войны с интервентами и белогвардей-
цами.
Главное внимание Советское правительство обратило на про-
изводство оружия и боеприпасов. Основным арсеналом Крас-
ной Армии являлись Тульские оружейный и патронный
заводы. Они находились в центре страны, имели кадры квали-
фицированных рабочих, необходимое оборудование, были обес-
печены топливом из Подмосковного угольного бассейна. Совет
Обороны уже на своем первом заседании — 1 декабря 1918 го-
да — принял постановление о Тульских заводах.
«Поручить тов. Красину, — говорилось в постановле-
нии, — ввести третью смену на Тульских патронном и ору-
жейном заводах и поручить Комиссариату продовольствия
доставить достаточное количество продовольствия в пункты
размещения заводов. Об исполнении доложить в среду
C декабря 1918 года. — Ред.). Увеличить выдачу продо-
вольствия рабочим патронного и оружейного заводов по-
степенно, до размеров красноармейского пайка, при усло-
вии доведения производства до максимальных размеров» 21.
8 декабря Совет Обороны вновь вернулся к вопросу уве-
личения производительности труда на этих заводах. Совет
Обороны постановил ввести систему премий за перевыполне-
ние норм, а также использовать все свободные помещения
Тульских заводов для установки новых станков. В результате
всего этого Тульский оружейный завод дал в феврале 1919 го-
да 24 тысячи винтовок, почти в три раза больше, чем в июле
1918 года.
В сентябре 1918 года Красная Армия освободила Симбирск.
Совет Обороны принял энергичные меры для быстрого восста-
новления разрушенного интервентами Симбирского патронного
завода. К концу года производство на заводе было восстанов-
лено. В январе 1919 года завод уже дал 2,8 миллиона патро-
нов, а в феврале — 3,2 миллиона.
В конце 1918 года, после освобождения Красной Армией
Ижевска, вновь вступил в строй Ижевский оружейный завод.
Для того чтобы возможно быстрее восстановить производство
на нем, Совет Обороны поручил в январе 1919 года ВЦСПС
направить на Ижевский завод квалифицированных рабочих из
столицы. Это благотворно сказалось на работе завода. Рабочие
Ижевского завода довели выпуск винтовок до тысячи штук в
день. В. И. Ленин, узнав об этом, телеграфировал 27 января
1919 года ижевским рабочим:
«Совет рабоче-крестьянской обороны, заслушав сообще-
ние чрезкомиссии о доведении ежедневного выпуска вин-
товок Ижевских заводов до одной тысячи, постановил:
благодарить рабочих и служащих Ижевского завода от
имени рабоче-крестьянского правительства за ценную под-
держку, оказываемую ими Красной Армии».
В ответ на эту телеграмму рабочие Ижевска писали:
«Мы, рабочие Ижевского завода, на митинге 29 января,
заслушав телеграмму председателя Совета рабоче-кресть-
янской обороны товарища Ленина… заявляем, что прило-
жим все свои силы на то, чтобы поднять выпуск винтовок,
необходимых для борьбы за дело всемирного пролетариата,
за социализм, до наибольшего количества. Мы обещаем с
1 февраля выпускать не меньше 1100 штук винтовок в
день. Мы клянемся, что если потребует от нас наше рабоче-
крестьянское правительство наши силы для отражения и
разгрома врагов революции, мы возьмем в свои руки вин-
товки, вырабатываемые нами, и будем биться до последней
капли крови» 23.
Свое обещание ижевцы выполнили с честью. К концу марта
завод давал до 1200 винтовок в день. По мере освобождения
захваченных интервентами и белогвардейцами районов Совет
Обороны восстанавливал производство и на других военных
заводах. Так, 15 февраля 1919 года, после освобождения Лу-
ганска, Совет Обороны, заслушав доклад Л. Б. Красина, поста-
новил срочно выяснить, какая помощь необходима Луганскому
патронному заводу для его быстрого восстановления. В этот
же день за подписью В. И. Ленина на завод была послана
телеграмма:
«Срочно телеграфируйте, какие именно материалы,
каком количестве необходимо для максимального развития
производительности патронов. Можете ли вести производ-
ство наличным персоналом, какие, сколько специалистов
заводу еще необходимы. Можете ли набрать рабочих необ-
ходимых для увеличения производства до полутора миллио-
нов ежедневно? Пришлите подробный письменный отчет
имеющихся материалах, изделиях».
В декабре 1918 года в связи с формированием десяти диви
зий Совет Обороны наметил программу дальнейшего расшире-
ния военного производства. Он обязал Чрезвычайную комиссию
по снабжению Красной Армии лучше обеспечивать местные
хозяйственные органы необходимым для военного производ-
ства сырьем, материалами, оборудованием. Одновременно Со-
вет Обороны потребовал от комиссии усилить контроль над
восстановлением военного производства.
Благодаря героическим усилиям рабочего класса и приня-
тым Советом Обороны мерам по снабжению Красной Армии
оружием она получила за вторую половину 1918 года около
2 тысяч полевых орудий, около 2,5 миллиона снарядов, свыше
900 тысяч винтовок, 8 тысяч пулеметов, более 500 мил-
лионов патронов, 75,5 тысячи револьверов, свыше 1,5 мил-
лиона револьверных патронов и около 1 миллиона ручных
гранат.
Организуя военное производство, Совет Обороны одновре-
менно налаживал учет и хранение военного имущества, эко-
номное его расходование. 1 декабря 1918 года Совет Обороны
предложил Реввоенсовету Республики представить доклад о
наличии патронов на складах и распределении их и потребо-
вал установить контроль за расходованием патронов на
фронтах.
Принимались меры к изъятию оружия у населения. 10 де-
кабря 1918 года Совнарком издал декрет, обязывавший всех
граждан и все учреждения сдать на военные склады имею-
щееся у них оружие. Эта мера дала ощутительные результаты.
По данным на 9 марта 1919 года, на склады Московского, Пет-
роградского, Ярославского, Орловского, Уральского, Приволж-
ского и Западного военных округов поступило от населения
145 тысяч исправных и более 3 тысяч неисправных винтовок
различных систем, 8600 револьверов и пистолетов, около 16 ты-
сяч шашек, тесаков, сабель и другого холодного оружия, 280 ис-
правных пулеметов различных систем, 100 артиллерийских
орудий, около 7 миллионов патронов, свыше 2 тысяч гранат и
234 бинокля.
Неослабное внимание уделяло Советское правительство обе-
спечению растущей Красной Армии предметами обмундирова-
ния, обозным и вещевым довольствием.
На обслуживание фронта к концу 1918 года был переклю-
чен ряд отраслей средней и мелкой промышленности. Коже-
венная, обувная, швейная, деревообделочная и преобладающая
часть текстильной промышлености стали работать исключитель-
но на Красную Армию.
Президиум ВСНХ 31 октября 1918 года принял решение о
создании при ВСНХ Отдела военных заготовок и таких же от-
делов, где это было необходимо, при местных совнархозах. От-
дел военных заготовок должен был снабжать Красную Армию
обмундированием, обозным и инженерным имуществом. Перед
ним ставилась задача сосредоточить в своих руках все заказы
военного и морского ведомства на предметы вещевого, обоз-
ного и инженерного имущества. Помимо этого отдел должен
был произвести полный учет всего интендантского имущества,
сырья и полуфабрикатов.
2 ноября 1918 года Советское правительство приняло по-
становление «О мерах для улучшения дела снабжения Крас-
ной Армии». В нем указывалось на необходимость макси-
мального сближения военной и невоенной промышленности,
мобилизации невоенных заводов для выполнения заказов
армии.
Большую работу по мобилизации невоенной промышленно-
сти на оборону развернули рабочие Москвы. В Краснопреснен-
ском районе, например, при местном Совете была создана из
представителей заводов и Совета комиссия по нуждам фронта.
Комиссия взяла на учет все имеющиеся в районе военные
материалы и наметила 24 предприятия, которые могли быть
использованы для военного производства. Такая же работа
проводилась и в остальных районах Москвы.
Улучшалась деятельность предприятий, переключенных на
обслуживание Красной Армии. Совет Обороны 11 декабря
1918 года предложил Отделу военных заготовок повысить
производительность фабрик и мастерских, занятых изготовле-
нием обмундирования, обуви и седел для армии. Военным
органам и Народному комиссариату путей сообщения было
предложено срочно доставить на эти фабрики и в мастер-
ские соответствующее количество сукна и других материа-
лов.
Интересы обороны Республики требовали дальнейшего ук-
репления хозяйственного аппарата страны. В. И. Ленин, вы-
ступая на II Всероссийском съезде Советов народного хозяй-
ства, отметил, что к концу 1918 года была выработана основа
управления промышленностью. В связи с военной обстановкой,
подчеркивал В. И. Ленин, встает вопрос об усилении личной
ответственности за порученное дело. В. И. Ленин говорил, что
необходимо арестовывать и предавать военному суду тех хозяй-
ственников, которые преступной бездеятельностью, волокитой
или безответственностью подрывают оборону страны. В резо-
люции по докладу В. И. Ленина съезд потребовал обратить
особое внимание на аппарат управления промышленностью
как в центре, так и на местах в смысле большей его организо-
ванности, связи с рабочими массами, быстроты и точности ра-
боты. Съезд указал на необходимость борьбы с волокитой и
скрытым саботажем, высказался за укрепление единоначалия
на производстве.
Составной частью мобилизации сил и ресурсов страны на
оборону являлась мобилизация трудовых усилий рабочего
класса на выполнение военных заказов. Отдавая все силы орга-
низации обороны Республики, передовые рабочие проявляли
подлинный трудовой героизм. Ярким примером такого героизма
явилось досрочное восстановление Сызранского (б. Александ-
ровского) моста через Волгу. Это был самый большой желез-
нодорожный мост в Советской России и один из крупнейших
в Европе. Интервенты при отступлении взорвали два огромных
пролета моста. На ремонте моста было занято около 1500 че-
ловек. Они работали суровой зимой, на ледяном ветру, на боль-
шой высоте. Работа шла круглосуточно и была закончена в
три месяца, на 15 дней ранее намеченного срока. Самоотвер-
женно трудились рабочие Александровского паровозострои-
тельного завода Петрограда. В трудных условиях они наладили
регулярный выпуск из ремонта паровозов и вагонов. Все свое
старание и опыт отдавали работе лучшие кадровые рабочие
завода Д. В. Епифанцев, М. Я. Яковлев, молодой рабочий
А. М. Пресняков и многие другие.
Однако не все рабочие относились столь сознательно к вы-
полнению своего долга. Перебои в работе предприятий из-за не-
хватки топлива и сырья, голодный паек отрицательно влияли
на производительность труда рабочих. В конце 1918 года Со-
ветское правительство было вынуждено установить обязатель-
ные нормы выработки для каждого трудящегося. К тем, кто
отказывался работать, применялись меры принуждения.
3 сентября 1918 года Советское правительство приняло де-
крет, которым запрещалось безработным отказываться от ра-
боты.
Важным средством укрепления трудовой дисциплины и по-
вышения производительности труда стала сдельная и премиаль-
ная система оплаты труда, которая все более и более широко
вводилась на предприятиях, обслуживавших армию. 8 декабря
1918 года Совет Обороны поручил ВЦСПС
«принять меры более строгого надзора за повышением
производительности труда путем введения сдельных ра-
бот и премий» 25.
II Всероссийский съезд профсоюзов в январе 1919 года вы-
сказался за повсеместное применение сдельной и премиальной
системы оплаты. Все это способствовало повышению произво-
дительности труда. Так, в Петрограде после введения сдельной
оплаты производительность труда увеличилась на заводе Реч-
кина более чем в 6 раз, на заводе Шпигеля — почти в 3 раза,
на заводе Экваля — почти в полтора раза, на Петроградском
металлическом заводе выпуск чугуна почти удвоился. Высокой
производительности труда достиг Брянский завод в Бежице,
выпускавший паровозы, вагоны и сельскохозяйственные ма-
шины. В сентябре 1918 года завод, несмотря на то, что число
работающих на нем уменьшилось по сравнению с 1913 годом
вдвое, достиг по выпуску вагонов довоенного уровня. Положи-
тельные результаты дало введение сдельной оплаты и на ряде
других заводов. В начале 1919 года Советское правительство
ввело новое тарифное положение, в основу которого был поло-
жен принцип сдельной и премиальной оплаты труда. Для точ-
ного учета и планомерного распределения рабочей силы на
всей территории Советской республики по решению Совнар-
кома от 1 ноября 1918 года учреждались отделы распределения
рабочей силы как органы Народного комиссариата труда. Эти
отделы заменили собой биржи труда, ранее существовавшие
при разных организациях и учреждениях, а также частные
конторы по найму. Все предприятия и учреждения должны
были производить наем рабочих и служащих только через
отделы распределения рабочей силы. Это помогало наводить
порядок в распределении квалифицированных рабочих, позво-
ляло в первую очередь удовлетворять нужды оборонных пред-
приятий.
Военное производство не могло развиваться без достаточ-
ного количества топлива. Советское правительство взяло па
учет все запасы топлива, организовало их охрану и экономное
расходование. Были приняты меры к повышению добычи угля
в Подмосковном бассейне, организованы лесозаготовки и до-
быча торфа.
Шахтеры прилагали все силы, чтобы дать Республике
больше угля. Благодаря их самоотверженному труду добыча
угля на многих шахтах в начале 1919 года повысилась. Гор-
няки национализированных угольных копей Подмосковного
бассейна в марте 1919 года добыли около трех миллионов пу-
дов угля, на миллион пудов больше, чем в январе. Больше угля
стали давать Боровические угольные шахты в Новгородской
губернии, которые были в то время главной топливной базой
всего Петроградского промышленного района. Совет Обороны
22 января 1919 года обязал председателя Чрезвычайной комис-
сии по снабжению Красной Армии Л. Б. Красина принять са-
мые энергичные меры для обеспечения заводов Петрограда
топливом.
Большое значение для страны имело освобождение Красной
Армией в начале 1919 года части Донецкого бассейна. Только
в двух освобожденных от врага районах Донбасса — Лисичан-
ском и Морзаевском — запасы угля на 1 февраля 1919 года
определялись в 7 миллионов 330 тысяч пудов. Для быстрей-
шего восстановления разрушенных немецкими оккупантами
шахт Советское правительство отпустило большие средства.
Благодаря этой помощи Донбасс начал быстро восстанавли-
ваться. Но в целом положение с топливом продолжало оста-
ваться крайне тяжелым. Потребности Советской республики в
топливе удовлетворялись на 1918 — 1919 год нефтью лишь на
8 процентов, торфом — на 1,5 процента, углем — на 2 процента.
Не менее, чем топливо, для обороны страны был необхо-
дим металл. Одним из важных в то время металлургических
районов в Республике был Выксунский горный округ (Нижего-
родская губерния). Рабочие металлургических заводов этого
округа увеличили выпуск готовой продукции в первом полуго-
дии 1919 года по сравнению со вторым полугодием 1918 года
на 124,2 процента, а выплавку металла — на 158,2 процента.
Советское правительство принимало меры к расширению
энергетической базы промышленности. Разрабатывались про-
екты строительства трех крупных электростанций, работающих
на торфе. Первая электростанция строилась на Шатурском
торфяном болоте в 120 километрах от Москвы; она должна
была дать заводам и фабрикам Москвы и Подмосковного рай-
она дешевую электроэнергию. Советское правительство отпу-
стило 10 миллионов рублей на заготовку строительных мате-
риалов и подготовительные работы по сооружению электро-
станции. Этим было положено начало строительству первенца
советской электрификации — Шатурской теплоэлектростанции
имени В. И. Ленина.
Важнейшей частью военного хозяйства страны был желез-
нодорожный и водный транспорт. От состояния железных до-
рог в значительной степени зависели работа промышленности,
снабжение армии и населения, успех военных операций. С раз-
рухой на транспорте нельзя было мириться. 30 ноября 1918 го-
да Советское правительство ввело на всех железных дорогах
страны военное положение. Все железнодорожники считались
призванными на военную службу с оставлением на транспорте.
В постановлении правительства указывалось, что все силы и
средства железнодорожного транспорта должны быть направ-
лены в первую очередь на выполнение военных заданий. На
железные дороги прифронтовых районов назначались чрезвы-
чайные военные комиссары. Им вверялась высшая админист-
ративная власть на железных дорогах. Все войсковые части,
следовавшие по железным дорогам, обязаны были выполнять
их распоряжения.
Совет Обороны держал под неослабным вниманием работу
железных дорог, добиваясь максимального увеличения и уско-
рения перевозок важнейших грузов. 4 декабря 1918 года им
было принято постановление, обязывающее Народного комис-
сара путей сообщения В. И. Невского создать в трехдневный
срок специальную комиссию по введению на железных дорогах
сдельных и премиальных работ.
Стремясь прекратить задержки в продвижении военных и
продовольственных грузов, Совет Обороны 11 декабря принял
постановление об упорядочении работы железнодорожного
транспорта. Совет Обороны запрещал всякое вмешательство в
работу транспорта представителей других ведомств: военного,
продовольственного и пр. Профсоюзным железнодорожным
организациям также запрещалось давать административные
распоряжения железнодорожникам. Совет Обороны предоста-
вил комиссарам на железных дорогах чрезвычайные права
вплоть до права роспуска организаций, мешающих работе
транспорта, увольнения, ареста и предания суду виновных в
саботаже. Повышалась ответственность железнодорожников за
крушения, за несвоевременную подачу паровозов и вагонов и
другие преступления и нарушения по службе.
Советское государство беспощадно наказывало виновных в
срыве работы транспорта. Органам ВЧК было дано указание
расстреливать диверсантов, пойманных на месте преступления.
К охране железных дорог привлекалось окрестное население.
Устанавливалась его ответственность за сохранность путей, мо-
стов и других сооружений.
Центральный Комитет РКП(б), внимательно следивший за
состоянием транспорта, принял на своем заседании 16 января
1919 года решение:
«…назначить специальное заседание ВЦИК для обсужде-
ния этого вопроса. На заседании должны быть предложены
положения, выработанные комиссией, избранной фрак-
цией» 26.
16 февраля 1919 года было опубликовано положение
ВЦИК об улучшении управления железными дорогами. В ос-
нову его были положены принципы централизации руковод-
ства. По этому положению управление транспортом осуще-
ствлялось Народным комиссаром путей сообщения через назна-
ченных им управляющих, которые были целиком и полностью
ответственны перед Народным комиссаром. Народному комис-
сару путей сообщения предоставлялось право назначать в каж-
дое управление политического комиссара, также полностью от-
ветственного перед Народным комиссаром. Все железнодорож-
ные пути РСФСР разделялись на округа во главе с политиче-
ским комиссаром округа и управляющим. Округа в свою оче-
редь делились на линейные отделы.
Важную роль в налаживании работы железных дорог сы-
грал политический отдел, созданный при Народном комисса-
риате путей сообщения в феврале 1919 года. В задачу отдела
входили руководство всей партийно-политической работой на
транспорте, подготовка политических работников, мобилизация
и учет политических работников на железных дорогах. В своей
деятельности политический отдел регулярно отчитывался пе-
ред ЦК РКП(б), а также перед ВЦИК и Народным комисса-
риатом путей сообщения.
Серьезное значение для успешной мобилизации железнодо-
рожного транспорта на оборону имела борьба Коммунистиче-
ской партии с меньшевистско-эсеровским влиянием на отста-
лую часть железнодорожников, особенно служащих. «Левые»
эсеры и меньшевики культивировали среди железнодорожников
анархо-синдикалистские настроения и мешали введению на же-
лезных дорогах строгой дисциплины и порядка.
В конце 1918 года состоялась Всероссийская конференция
коммунистов-железнодорожников. Она высказалась за объеди-
нение всех пролетарских элементов на железных дорогах в
единый Всероссийский производственный союз железнодорож-
ников, способный положить конец мелкобуржуазным колеба-
ниям среди части железнодорожников — наследию Викжеля.
В результате упорной борьбы такой профсоюз был создан в фев-
рале 1919 года.
Укрепление дисциплины и порядка на транспорте дало свои
положительные результаты. Работа транспорта по обеспечению
военных и продовольственных перевозок понемногу улучша-
лась, уменьшался простой вагонов, упорядочивалось дело с ре-
монтом подвижного состава.
Рабочие-железнодорожники горячо поддерживали все ме-
роприятия партии и правительства на транспорте. Самоотвер-
женно работали в прифронтовых зонах железнодорожные ре-
монтные отряды, которым часто приходилось восстанавливать
пути под огнем противника. Еще до первых коммунистических
субботников 1919 года многие железнодорожники работали до-
полнительные часы без оплаты на срочном ремонте паровозов
для воинских эшелонов, на очистке путей от снега и т. д.
Большую работу по наведению порядка, дисциплины и ор-
ганизованности провело Советское правительство и на водном
транспорте. Это дало возможность увеличить количество пере-
возимых по воде грузов для нужд фронта и тыла. Для лучшей
координации работы железнодорожного и водного транспорта
Советское правительство создало 1 ноября 1918 года Чрезвы-
чайную транспортную комиссию. Решения комиссии были обя-
зательны для всех органов Народного комиссариата путей со-
общения и Главного управления водного транспорта.
Организация военного производства и мобилизация про-
мышленности и транспорта на нужды войны значительно уси-
лили обороноспособность страны, явились одним из решаю-
щих факторов превращения Советской страны в неприступную
крепость.

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий