На дорогах Китая

Учитывая успешный опыт боевого применения бронепоездов в гражданской войне в России, обзавелась ими и японская армия, тем более, что вскоре выпала возможность использовать их в боевых условиях. Разгоравшаяся с каждым годом война в Маньчжурии стала ареной противоборства и бронепоездов, имевшихся как у китайцев, так и у японцев.

Участвовали в боях на китайской земле и бывшие русские бронепоезда. Многочисленные отряды Белой гвардии пытались найти убежище в Китае после поражения в противостоянии с красными войсками.
Но, покончив с одной войной, они оказались на новой. В Китае шла своя гражданская война, и многие русские офицеры и солдаты приняли в ней участие, став, по сути дела, наемниками в армиях многочисленных самозванных маршалов и генералов.
После отхода остатков белогвардейских войск, большую часть которых составляли части атамана Семенова, с территории России, китайцам достались несколько бронепоездов, в том числе уже упоминавшийся ранее мотоброневагон «Заамурец».

Во время боев на Восточном фронте летом 1918 года он был захвачен солдатами восставшего чехословацкого корпуса и переименован в «Orlik» и в дальнейшем участвовал в боевых действиях в полосе Транссибирской магистрали, уходя вместе с корпусом все дальше на восток.
После многочисленных приключений, он в 1922 году был выведен в Китай и попал в дивизион бронепоездов полковника Чехова, входившего в состав русской дивизии китайской армии генерала Чжан Зунчана.
Генерал–лейтенант К.П. Нечаев, по просьбе командующего одним из фронтов Чжан Зунчана, сформировал в начале двадцатых годов так называемую Русскую группу войск, в которую помимо пехотной и кавалерийской бригад вошел и дивизион из шести бронепоездов Дальневосточной армии, уведенных из России.
Русские бронепоезда, команды которых имели большой боевой опыт, наводили ужас на китайских солдат. Появление бронепоездов решало судьбу многих сражений, и частенько они становились той силой, которая склоняла чашу весов на поле боя в пользу войск Чжан Зунчана.
Но участие русских бронепоездов в китайской войне было недолгим: в 1925 году у Суйчжоу попавший в окружение дивизион под командованием полковника Кострова был полностью уничтожен китайскими войсками, отомстившими за свои многочисленные поражения. Расправа с экипажами разбитых составов была жестокой. Из 400 членов команд бронепоездов уцелело всего около ста.
О дальнейшей судьбе «Заамурца–Орлика» сведений не сохранилось, хотя имеются данные о том, что в 1930 году он, видимо, был захвачен японцами, которые развернули активные боевые действия в Маньчжурии.
Японское командование использовало здесь в боях против китайских войск отдельную бригаду бронепоездов из десяти бронированных составов. Действовали против китайцев они довольно успешно, о чем свидетельствуют многочисленные факты их боевого применения.
В конце 1931 года японские войска предприняли операцию по захвату города Цзиньчжоу, где действовали многочисленные китайские партизанские отряды. Оборона железнодорожных станций Цзинчжоу, Дахушан, Гоубанцзы была возложена на регулярные китайские части, имевшие в своем составе четыре бронепоезда.

Наступление японцев развернулось вдоль железной дороги по двум направлениям: от Мукдена действовали 12–я бригада бронепоездов и две пехотные бригады; с юга от Инкоу – пехотная дивизия с приданным ей бронепоездом.
Накануне нового года, 28 декабря 1931 года японский бронепоезд, действовавший в авангарде пехотной дивизии, вступил в соприкосновение с китайскими войсками у Паныпань, но выбить их с позиций не смог. Но на следующий день отход китайских бронепоездов, атакованных японской авиацией, повлек за собой общий отход китайских войск на восток.
Слабая противовоздушная оборона и отсутствие зенитного вооружения привели к повреждению одного китайского бронепоезда, и он был захвачен японцами. Поскольку повреждение от попадания 50–кг бомбы было небольшим, японцы вскоре отремонтировали его и использовали в боях против прежних владельцев.
В это же время передовые части 12–й бригады бронепоездов, имевшие бронедрезины универсального хода (способные двигаться и по грунтовым дорогам), завязали бой у Дахушань. К вечеру 30 декабря, восстановив разрушенный китайцами железнодорожный мост, японцы захватили Дахушань.
Ситуация для китайских войск становилась все более печальной. 3 января два японских бронепоезда и кавалерийский полк, сбив с оборонительных рубежей китайскую пехотную бригаду, ворвались в Цзинчжоу и заняли его. Остатки китайского гарнизона в эшелонах уходили в направлении Цзянсо.
Стараясь не выпускать инициативы из своих рук, японское командование организовало преследование отступающего противника силами пехотной бригады и двух бронепоездов. Этот отряд, сметая со своего пути пытающиеся сопротивляться остатки китайских войск, 6 января занял Цзянсо, поставив точку в удачно завершившейся для японцев операции.
В условиях господства в воздухе японской авиации, относительно слабой технической оснащенности противника, его моральной неустойчивости, маневренности операции, широко развернутых восстановительных работ, действия бронепоездов обеспечили быстрые темпы наступления, и нашли применение в составе передовых отрядов и авангардов.
В китайской же армии, при отсутствии собственных зенитных средств и ненадежности противовоздушной обороны района железной дороги, бронепоезда стали легкой добычей для авиации противника и не оказали существенного влияния на ход боевых действий.

Запись опубликована в рубрике Бронепоезда с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий