Из истории сект

Еще древние мечтали создать коммуну как форму совместной
жизни людей, основанную на обобществлении имуще
ства и труда всех ее членов. Так, философ Платон (428
348 до н. э.) призывал построить город как государство
«коммунистическое». Среди евреев за век до нашей эры cy
ществовал тайный союз ессеев, у которых, по свидетельству
историка Иосифа Флавия: «Все было общее, как у братьев».
Так же бьшо в Риме (земледелие и раздел продуктов). Затем
домовые коммуны (общий труд и пользование ero продукта
ми в семьях), военные коммуны и т. д.
Мноrие, строя коммуны своих приверженцев, пытались
создать общество совершенных. Особое развитие эти секты
получили во времена упадка Рима. Мистицизм, ожидание
чуда характерны для патрициев, не веривших в свои силы и
не ждавших спасения от самих себя.

Первые христиане строили свои коммуны на основе об
щеrо потребления. При низкой производственной основе
общее и равное потребление означало оrpаниченное потре
бление, ибо произведенных продуктов не моrло хватить на
всех в изобилии. Отсюда развились аскетизм, идеи безбрачия
или упразднения семьи, общей трапезы и т. д.
Эти традиции начали отмирать с превращением христи
анства в релиrию rосударства. Усилившись, аристократы
церкви rромили коммуны как секты, продолжавшие жить по
идеальному образу первых христиан. Со временем они pac
падались или вырождались в монастыри, братства и т. д.
При феодализме влияние сект на крестьян и ремесленников
усилилось. Из еретиков и мистиков славян следует упомянуть
боrемских братьев и таборитов. В Европе коммунами называли
общины rородов, добившиеся у сеньора, в борьбе или за гтaтy,
хартии вольности. Во Франции коммуны нередко создавались
властью короля, жаловавшеrо самоуправление находившимся
в зависимости от феодалов населенным пунктам, чтобы обес
печить себе их поддержку в борьбе с сеньорами. С утверждени
ем абсолютизма коммуны утратили свои права.
Такая же судьба постиrла все релиrиозные общины, основанные
в новое время в Латинской Америке. Поселения
иезуитов в Параrвае (16101768) стали колониями. В CeBep
ной Америке разные секты иноrда имели черты коммун.
Участие сельской и rородской бедноты в буржуазных pe
волюциях Европы часто принимало релиrиозные формы.
Коммуны как муниципальное самоуправление, в частно
сти в Париже, пережили ренессанс в эпоху Французской pe
волюции конца XVIII в. Парижская коммуна, став одним из
фетишей советской цивилизации, дала название партии
большевиков.
Крестьяне России XVIIIXIX ВВ., выступая против РПЦ
как одноrо из столпов крепостничества, тоже создавали ceкты
коммуны (духоборы, народники).
Все эти социальные опыты оказались неудачными, пока
зав, что коммуны нельзя построить при буржуазном обще
стве. Но после Октябрьскоrо переворота появилась надежда
в верность учения Маркса и Энгельса о коммунизме через
диктатуру пролетариата.

в Петроrраде рабочие Обуховскоrо, Ижорскоrо и невского
заводов создали «Первое российское общество землеро
бовкоммунаров» в Бухтарминском ‘уезде Семипалатинской
области. 30 мая 1918 r: поезд из 16 BarOHOB с рабочими, их ce
мьями, сельхозинвентарём и оборудованием отбыл из Петро
[рада. Прибыв на место, коммунары открьши мастерские для
ремонта и изrотовления сельхозорудий. Коммуну вскоре раз
rpомили кулаки.
Декретом СНК от 9 октября 1918 r: создана трудовая KOM
муна немцев Поволжья; а от 6 aBrycTa 1920 r: Карельская
трудовая коммуна. Затем их реорrанизовали в автономные
советские социалистические республики.
На автономию от Москвы претендовала созданная в 1918 r:
Петроrpадская трудовая коммуна, входившая в состав Союза
коммун Северной области. Но в 1919 г. её ликвидировали.
В 1930 г. Сталин осудил левацкие переrибы при создании
коммун. И сейчас они сохранились лишь в Европе (Фран
ция, Швейцария, Бельrия, Финляндия, Италия), в некоторых
странах Африки, Азии, Америки и в Израиле.
Воодушевленные социальными и этическими идеалами
Библии, в 1909 r. евреи создали первый кибуц на земле Пале
стины, основанный на колективном владении имуществом
и средствами производства, равенства в труде, потреблении и
социальных услуrах. С 1920 r: переселенцы из России и Поль
ши создавали здесь сельскохозяйственные и рабочие коммуны.
По переписи 1983 r. в Израиле насчитывалось 267 кибу
цев, в которых жили около 116 000 человек.

Запись опубликована в рубрике Казаки с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий