Культура

Апокалипсис переворота 1917 r. соответствовал духу Bpe
мени. В конце XIX в. расцвел буйно эклектизм, символисты
ощущаемую действительность трактовали как ворота в сущ…
ность духа.
Писатель гpаф Л. Н. Толстой (18281910) отрицал устано…
вившиеся формы rосударственной, общественной и релиrи…
озной жизни России. Как и большинство образованных лю…
дей, с юности равнодушный к РПЦ, изучал первоисточники
христиан на древнеrpеческом и древнееврейском языках.
Позже критически относился к православным батюшкам и
казённой церковности. В 1899 r: вышел роман «Воскресе…
ние», в котором духовенство механически и наскоро испол-
няет обряды, а холодноrо и циничноrо Топорова мноrие при…
няли за карикатуру на К. П. Победоносцева, обер-прокурора
Святейшеrо Синода.

В феврале 1901 r. Синод отлучил Толстоrо от рпц. Ли…
дер Российской социал…демократической рабочей партии
В. И. Ленин в работе «Лев Толстой как зеркало русской рево…
люции» (1908) отметил, что писатель лишь выражает идеи и
настроения миллионов русских крестьян. За это релиrиоз…
ный философ Николай Бердяев в 1918 r: обвинит Толстоrо во
всех [рехах: «Восторжествовал ero анархизм, ero отрицание
rосударства и культуры, ero моралистическое требование ра…
венства в нищете и небытии и подчинения мужицкому цар…
ству и физическому труду».

Культура Петербурrа, отверrая реализм и утилитаризм,
прибилась к так называемому искусству для искусства. Вла…
димир Соловьев считал, что можно примирить небесную
блаrодать и земную жизнь. Андрей Белый заявил, что худож…
ник может освоить релиrиозное творчество  теурrию.
Поэт»,символист Александр Блок (1880 1921) видел в ре…
волюции новое нашествие скифов, призванных разрушить и
очистить Россию, а затем и всю Европу. В поэме «Двенад…
цать» он изобразил красноrвардейцев Петроrрада как би
блейских апостолов во rлаве с Иисусом Христом.
Несколько позже футуристы высмеяли символистов за их
«мистику», но тоже ждали потрясений вселенной, рождения
HOBoro мира и человека. Владимир Маяковский, один из ПО…
этов Toro поколения и убежденный в юные rоды большевик,
также считал революцию очистительной силой.
В туманных rpoMaдax Петербурrа, с ero массовыми ком…
муникациями, техникой и спортом, футуристы призывали
«выбросить Пушкина, Достоевскоrо, Толстоrо» за борт «ко…
рабля современности» и обновить язык литературы неоло…
rизмами из чрева rородской жизни.
Красные взяли на вооружение многое из этих идей. Соз…
дание нового человека, гармоничноrо, разностороннего и
сознательного, придав революции оrpомную силу, обеспечило массовую поддержку стране Советов.
Вооруженный новейшей технолоrией и теорией coциальной революции, «новый человек укажет, rде быть гoрам, а где расступиться, писал в свое время Троцкий 
изменит направление рек и создаст правила для океанов.
С.редний человек поднимется до уровня Аристотеля, Гёте,
Маркса».
Алексей Гастев, директор Центральноrо института труда,
полаrал, что человек ассимилирует мир машин. У Hero будут
«нервы из стали» и «мускулы, как стальные рельсы», а меха…
низация пролетарской психолоrии достиrнет таких рубежей,
что новые люди станут анонимными единицами, лишенны…
ми души и дрyrих качеств старой личности, без эмоций и ли…
рики, которые будут выражать свои чувства не посредством
крика боли или paдOCTHoro смеха, а посредством измерения
кровяноrо давления».
Внедрением культуры, отличной от мира аристократов и
буржуев, занялся так называемый Пролеткульт, созданный в
1917 1: наряду с друrими орrанизациями рабочих. Ero Teope
тик, Александр Боrданов, верил, что образ жизни пролета
риата, управляемоrо механическими процессами, выработает
иное сознание. В Петроrраде работали 150 просветительских
и культурных кружков (100000 рабочих пели хором, TaHцeBa
ли и ставили драму). После Октябрьскоrо переворота они
проявили самодостаточность, дистанцируясь от COBeTcKoro
правительства и Коммунистической партии.
Работали в Пролеткульте известный кинорежиссер Серrей
Эйзенштейн, реформатор pyccKoro театра Константин Стани
славский, писатели Евrений Замятин и Андрей Белый. Проле
тарские поэты воспевали «Зарю будущеrо», «Железноrо Mec
сию» И «Машинный рай», призывая «напрячь силы ума и тела,
чтобы возрождение России распространилось по всему миру».
Апоrеем Пролеткульта стал май 1920 1:, коrда в Петроrpа
де прошла rрандиозная «Мистерия освобожденноrо труда»
(4000 актеров и 30 000 зрителей). [ород стал театром под OT
крытым небом. На подмостках перед зданием Фондовой
биржи «капиталисты» в цилиндрах и фраках отплясывали
цыrаночку и канкан. Заканчивался спектакль всеобщим TaH
цем BOKpyr Дерева Свободы, украшенноrо яркими оrнями
корабельных прожекторов, а оркестр исполнял «Интернационал» в сопровождении мощных заводских гyдков, слив
шихся В оrлушительный хор по всему ropoдy.
Пролеткульт полностью зависел от субсидий rосударства.
Осенью 1919 1: этот источник иссяк. Ленин, не доверяя неза
висимым от партии opraHaM, передал образование и аrитацию в ведение Н. К. Крупской.
С потерей независимости из Пролеткульта ушел ero HOBa
торский дух, и творческий метод писателей стал напоминать
классический реализм XIX в.
Основным видом пропаrанды большевиков в деревне и
частях РККА стали избычитальни.
Н. К. Крупская видела в них комплексное просветитель
ское учреждение, BOKpyr KOToporo «…орrанизуются школа
взрослых, и экскурсии, и спектакли, и разные культурно
просветительные мероприятия».
Избычитальни создавали партячейки, комсомольцы,
красноармейцы, они распространяли литературу, разъясня
ли политику Советского правительства, участвовали в лик
видации неrpамотности. В 1920 г. работали более 20 000 избчитален.

Запись опубликована в рубрике Казаки с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий