Толпа. Психологическая толпа

Человек шел по мосту через реку, остановился, плюнул в воду и смотрит. К нему подошел другой, третий… Образовалась толпа. На улице продавец выхваляет новоизобретенные запонки. Кругом стоит толпа народа, слушает его и смотрит на него.
Под словом «толпа» разумеют собрание личностей, какова бы ни была их национальность, профессия, пол и каковы бы ни были причины их собрания.
Толпа у театра, толпа на скачках, толпа на вокзале — это все будет толпа, но она получит совсем новое психо-логическое значение тогда, когда станет подчиняться
особым законам. До этого — будет, так сказать, механическая толпа, простая людская пыль. Люди стоят вместе, но их души, их мысли, их чувства не слиянны. Каждый живет своими думами, своими заботами и толпа не едина. Постояла и разошлась.
Генерал Головин в своем «Исследовании боя» пишет: — «Всякое собрание будь оно импровизированное (случайное) или заранее организованное, может обратиться в психологическую толпу. Изыскивать средства для невозможности образования психологической толпы бесполезно, потому что толпа может образоваться везде, необходимы только известные условия.

Изучение этих условий составляет важнейшую задачу коллективной психологии, которая еще мало разработана. Попробуем посильно установить, хотя бы в самых общих чертах, природу этих условий. Во-первых, все, что уменьшает рассудочные и волевые способности человека, вполне понятно, является благоприятными условиями для объединения индивидуумов в толпу.
Сознательная личность индивида исчезает, исчезает вместе с этим и его индивидуальность. Значение чувств увеличивается, а последние и составляют спайку индивидов толпы.
Во-вторых, все, что односторонне ориентирует мысли, в особенности же чувства. Благодаря этому получается объединение, которое и составляет характерную черту психологической толпы. В-третьих, все, что влияет на усиление восприимчивости человека к внушению, так как внушение есть тот фак-
тор, который обусловливает соединение людей в толпу…»* «В такой психологической толпе «сознательная личность» теряется, — пишет далее генерал Головин, — моральные и умственные особенности индивидуума исчезают, и он становится зависящей частицей одного целого — одухотворенной толпы.»**
«Есть две стороны жизни в каждом человеке, — пишет
гр. Л.Н.Толстой, — жизнь личная, которая тем более сво-
бодна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная,
роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные
ему законы.»***
По мере образования из толпы механической толпы пси-
хологической, личности, образующие толпу, теряют снача-
ла разум, способность правильно рассуждать, потом теря-
ют волю и отдаются исключительно чувству. С этого мо-
мента толпа становится восприимчива ко внушению, стано-
вится в высшей степени подражательной, легковерной и
импульсивной, т. е. возбудимой. От слов, она быстро пере-
ходит к делу, идет, бежит, кричит, и так же быстро утихает,
чтобы воспламениться снова. Она подобна сухим листьям,
взметаемым вихрем. Они летят, крутятся, падают и снова
вздымаются ветром.
Личность в толпе стирается, исчезает. Людьми владеют не
разум и воля, которые различны у разных людей, но чувства,
инстинкты и страсти, а чувства, инстинкты и страсти у всех
людей одинаковы.
Густав Лебон говорит, что между великим математиком и
его сапожником может существовать целая бездна с умст-
венной точки зрения, но с точки зрения характера разница
эта часто оказывается нулевой и ничтожной.
Макс Нордау пишет: — «Соедините 20 или 30 Гете, Кан-
тов, Шекспиров, Ньютонов и предложите их решению или
суждению практические вопросы минуты. Рассуждения их,
может быть, будут различны от суждений обыкновенного собрания, но, что касается выводов, они ни в чем не будут
отличаться от выводов обыкновенного собрания…”
Русский народный разум еще ярче выразил ту же мысль
в поговорке:— «Мужик умен, да мир дурак».
В толпе личность стирается. Ее поступки становятся по-
добны поступкам пьяного. А пьяные профессора, ученые,
офицеры так же способны бить зеркала в ресторанах и де-
боширить, как загулявшие купчики и мастеровые.
Толпа — дикарь или, еще скорее, толпа — дитя. Она пе-
ременчивая, жестокая и наивная, как дитя.
Образованию из толпы обыкновенной — толпы психоло-
гической способствует все, что влияет на усиление воспри-
имчивости человека ко внушению.
Религиозное чувство людей, собравшихся на общее моле-
ние, усиленное пением, колокольным звоном, одинаковым
настроением, создает атмосферу, где единая личность теря-
ется и является одухотворенная толпа, которою владеет еди-
ное общее чувство. Эта толпа может дойти до экстаза, до
галлюцинаций. Эту толпу можно одинаково бросить и на под-
виг, и на преступление. В дни объявления великой войны в
июле 1914-го года громадные толпы народа, узнав, что Госу-
дарь приехал в Петербург, двинулись со всех сторон, не сго-
вариваясь, с крестными ходами, с хоругвями и иконами, с
пением гимна и «Спаси Господи люди твоя» к Зимнему Двор-
цу. В этой толпе смешались люди всех сословий, состояний,
верований и убеждений. Они объединились в одном чувстве
и создали психологическую толпу. Люди дошли до экстаза.
Многие становились на колени на камнях площади, клялись в
верности Государю. Эта толпа немного спустя взметнулась,
как листья в порыве ветра, и кинулась громить здание гер-
манского посольства и стягивать тяжелые каменные фигуры с
его крыши. Она упивалась своею мощью и она была наивна и
жестока, как дитя.
И та же толпа, ибо это были те же Петербуржцы, три го-
да спустя, бушевала под красными знаменами, требуя от-
речения того самого Государя перед которым она стояла,
на коленях на камнях Дворцовой площади.
Торжественные патриотические манифестации, парады,
ожидание Государя способствуют образованию психологической толпы. Человек в толпе становится невменяем, как и самая тол-
па всегда невменяема. В «Войне и Мире» гр. Толстого мы нахо-
дим превосходное описание того, как толпа перерождает благо-
воспитанного, скромного и тихого мальчика Петю Ростова, как
в ней, под влиянием колокольного звона и все нарастающего
чувства патриотизма, разум и воля покидают Петю Ростова и
им владеет только чувство. Петя пошел в Кремль посмотреть
Государя Александра I, приехавшего в Москву после объяв-
ления войны французам в 1812-м году.
“…Только что Петя очутился на площади, он явственно
услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и ра-
достного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все
головы открылись, все бросилось еще куда-то вперед. Петю
сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура!
ура! ура!…» Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипал-
ся, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и
восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и
слезы текли у нее из глаз.
— Отец, ангел, батюшка! — приговаривала она, отирая
пальцами слезы.
— Ура! — кричали со всех сторон.
С минуту толпа простояла на одном месте, но потом
опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив
глаза, бросился вперед, работая локтями и крича: «Ура!»,
как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту; но
с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же
криками ура!..”*
Все, что односторонне ориентирует мысли и в особенно-
сти чувства, способствует образованию психологической
толпы. Лет пять тому назад на заводах Парижа была забас-
товка. Толпы рабочих стояли на набережной Сены подле
заводских корпусов. Их мысли были одинаковы: — забас-
товка, борьба с капиталом. Их чувства были одинаковы: —
ненависть к фабриканту и месть всем тем, кто мешает им в борьбе. Толпа стояла мирно, но она уже была готова мыс-
лью и чувством, одинаково направленными, на взлеты, на
невменяемые поступки.
Вдруг из одного из заводских корпусов вышел какой-то
человек и побежал вдоль набережной Сены. Кто был этот
человек?.. Зачем он побежал?.. Никто не знал.
Кто-то сказал: — «это штрейкбрехер».
И вся толпа с криком кинулась за ним. Люди хватали
камни и кидали в бегущего. Его окружали. В отчаянии он
кинулся в Сену и поплыл. Толпа сгрудилась на берегу и
кидала в него камнями, пока не забила насмерть и он не
утонул.
Человека убили. Но за что, никто не знал.

Запись опубликована в рубрике морально-психологические основы с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий