Военное искусство или военная наука

…Разница между наукою и искусством то, что первая имеет дело с исключительно точными, неизменными законами, добытыми путем наблюдения и изучения окружающей природы, между тем как теория искусства занимается исследованием элементов этого искусства. Наука сама не создает ничего; искусство же использует законы, открытые наукою, для создания своих произведений. Науку двигает исключительно человеческий ум; искусство же существует только благодаря изобретательности и способности к творчеству человека; поэтому наука исследует и устанавливает законы, а искусство создает.

Наука всегда интернациональна; искусство же глубоко национально. Наука имеет дело только с знаниями; между тем как искусство не может существовать без форм, техники и творческой способности. Если формы необходимы для создания произведений искусства, то применение этих форм составляет удел умения и творчества и не может быть регламентировано указаниями знаний. Техника вырабатывается путем практики, а умение — применением техники и знаний…
Единство взглядов в решении вопросов о военном искусстве или о военной доктрине — военной науке, о боевой подготовке войск, об итогах опыта последних войн — безусловно желательно; что жe касается единства взглядов в деле применения уставных форм и в способах решения боевых задач, то здесь оно приведет неминуемо к шаблонам, так как это область творчества, а в ней все зависит от глазомера и от инициативы…
Нет сомнения, что в нашей армии под влиянием неудач последней войны и вследствие желания выйти из тяжелого положения происходит эволюция переоценки ценностей, так обычная в последнее время. Стремление, быть может, и естественное, но не следует при нем забывать и того, что все попытки решения боевых задач научным путем до сих пор всегда оканчивались неудачами и разочарованиями.
Теория нашего военного искусства до сих пор разрабатывалась совершенно правильно и со времени барона Медема была на верном пути: она при исследованиях применяла научные методы (Леер), но не стремилась решать боевые задачи научным путем и превращаться в военную науку.
Неудачи последней войны прежде всего были вызваны не ошибочным направлением движения нашего военного искусства, а недостатком техники, несовершенством боевой подготовки масс нашей армии и стеснением инициативы действий исполнителей…
Ярко выразившееся стремление последователей военной доктрины превратить теорию военного искусства в военную науку не может не вызывать опасений: такое превращение должно иметь последствием полный упадок русского военного искусства, так как искусство этим превращением низводится на степень ремесла. Барон Mедем говорит, что теория военного искусства исследует только свойства военных элементов, а не занимается постановкою правил для применения, между тем как наука устанавливает законы, а при недостатке данных принимает и гипотезы; следовательно, при превращении теории военного искусства в военную науку оно должно постановлять законы и правила для применения форм и тем уничтожать инициативу. Военная наука не может существовать без точных законов; военное же искусство, при применении форм, не может подчиняться законам и правилам, не утратив возможности проявлять творчество и инициативу.
(Русский инвалид. 1912. № 64. С. 4)

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий