История великой армии

История Русской Армии — это история жизни Русского Государства, история дел Русского Народа, великих в счастье и в несчастье, — история великой армии великой страны.
Лавров и терний за эти два с половиной столетия хватило бы на все остальные армии мира, взятые вместе, — и еще осталось бы на славнейшую из них.
Нет истории более поучительной и нет дел более великих. Наследники русской славы, мы их продолжим на будущие времена — и впишем мечом и гнусной кровью бесчисленных врагов Матери-России новые и новые подвиги в ее скрижали.
Мы должны все время помнить, что мы окружены врагами и завистниками, что друзей у нас, Русских, — нет. Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. «У России только два союзника: ее Армия и Флот», — сказал Царь-Миротворец.
Мы располагаем бесчисленными духовными сокровищами. Они лежат еще втуне, но дадут, при умении взяться за дело, небывалые плоды — как в мирном строительстве, так и на полях сражений. Побольше веры в гений нашей Родины, надежды на свои силы, любви к своим русским. Мы достаточно дорого заплатили за то, чтобы на вечные времена исцелиться от какого бы то ни было «фильства» и знать лишь одно русофильство.

Довольно с нас «мировых проблем» и дорого стоящего мессианства! Не будем мечтать о счастье человечества — устроим лучше счастье нашей собственной страны. Довольно и «священных союзов» на русской крови и «мировых революций» на русские деньги и русские страдания.
Научимся смотреть на вещи ясно и просто, раз навсегда отрешившись от мистики, засоряющей и затуманивающей государственное сознание.
Русский народ — отнюдь не богоносец, как то думали люди, великие сердцем, но не умевшие мыслить государственно. Он также не преступник, как полагают люди недалекие и озлобленные. Богоносцами могут быть не народы, а только отдельные люди, причисляемые за это к лику святых. У нас богоносцев больше чем где-либо. Народ — это не только сто миллионов людей, живущих в данное время. Это также — миллиард их праотцев, оставивших наследием великую страну. И это также — миллиард их потомков, что еще не родились, но приумножат это наследие в грядущие века. Народ, как и часть Народа — Армия, как и часть армии — полк, — это не только те, кто есть, но и те, кто был и те, кто будет. Поколению духовно нестойкому наследуют поколения более сильные. В 1612 году добрые люди взяли верх над ворами, в 1917 году воры одолели добрых людей — одолели в силу известных причин и обстоятельств, которые можно было бы изменить людям, духовно более сильным.
Наш народ землепашцев в то же время и народ-воин. Никакой иной народ так не сумел соединить плуг с мечом, труд земледельца — обязательным для всех воинским долгом. В какой стране и в какую эпоху мы найдем явление, подобное Казачеству?
Военный гений русского народа велик и могуч — тому свидетели все покоренные столицы Европы и те шедшие на Русь завоеватели, что стали верноподданными Белого Царя.
У Русского Народа есть свои достоинства, есть и свои недостатки. Развивая достоинства, мы должны по мере сил сводить на нет недостатки — то есть в первую очередь стремиться к удалению причин, способствующих этим недостаткам. Труд огромный, но благодарный — труд, за который надо только суметь как следует взяться, а взявшись — вложить в него все сердце и всю душу без остатка.
И за этот беспримерный труд возьмутся и доведут его до завершения те поколения воссоздателей Родины — Русских офицеров, — для которых в тяжелые годы и писались эти строки. Нам придется преодолеть великие трудности — но это для того, чтобы совершать затем великие дела!
А когда эти трудности покажутся неодолимыми, рвы Измаила —глубокими, Чертовы Мосты, непроходимыми, когда вот-вот опустятся руки и упадут сердца — тогда оглянемся назад и спросим совета у Петра, Румянцова, Суворова. И они дадут совет — тот самый, какой надо. И вновь содрогнется вселенная от дел русского оружия.
Но горе нам и горе вам, что придете, если вместо русских великанов станете спрашивать совета у чужих нихтбештимзагеров, если вместо Суворова будете опять искать откровения у Мольтке. Поражения вновь тогда станут нашим бесславным уделом. Третья Плевна сменится Мукденом, Мукден — Мазурскими озерами.
Суворов учил: «Мы — Русские. С нами Бог». Его не поняли, стали по-дикарски перенимать чужеземные «доктрины» и «методы», рассчитанные на сердца чужих армий. Мы перестали быть Русскими… Бог перестал быть с нами.
Со времен Тридцатилетней войны первой армией в мире была созданная Густавом Адольфом Шведская армия. Она сокрушала цесарские рати и польские ополчения. Но наступил день — день Полтавы, — когда ее знамена склонились перед другой армией — юной армией Петра I, одетой по-иноземному, но мыслившей по-русски и дравшейся по-русски.
Прошли годы. Европа стала считать своей «лучшей армией» автомат Фридриха II. Победы этой армии-машины над армиями Франции и Австрии создали ей репутацию непобедимой. И вот, это непобедимое дотоле войско встретилось на полях Бранденбурга с другим войском. Встретилось — и перестало существовать… Та, сокрушившая пруссаков Фридриха сила, была Русской Армией дочери Петра — армией Румянцова и Салтыкова, думавшей по-русски и по-русски дравшейся.
Сменилось еще одно поколение — и мир потрясли победы армии французской Республики. В ста сражениях разгромили Европу синие ее полубригады, но на полях Италии сами были сокрушены чудо-богатырями Суворова — самым русским войском, которое когда-либо имела Россия.
Стоило только когда-либо какой-нибудь европейской армии претендовать на звание «первой в мире», как всякий раз на своем победном пути встречала неунывающие русские полки — и становилась «второй в мире».
Вот основной вывод нашей военной истории. Так было и так будет. Конец. 1933 г.
… Для того, чтобы понять Россию, нужно прежде всего иметь правильное разумение ее истории, правильную историческую концепцию, то, что называется истинной философией истории. Все это мы и находим в книгах Керсновского; в них впервые раскрывается жизнь русской армии перед широкими кругами русского общества, для которого армия и ее герои должны быть такими же родными и близкими, как и Церковь и наши отечественные святые.
Рклицкий Н. «История Русской Армии» // Царский вестник. Белград. 1934. № 405.
Керсновский А.А. История русской армии. Издание «Царского вестника» Ч. I–IV. — Белград, 1933–1938.

Запись опубликована в рубрике морально-психологические основы с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий