К спору о злободневном вопросе

Вопросы: 1. Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сомнения? (Фонвизин).
Ответы: 1. У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно.
(Императрица Екатерина II).

…Внимательно вчитываясь и вдумываясь во все за последнее время высказанное по вопросу о доктрине, чувствуешь, что дело обстоит совсем не так просто, что разногласие лежит гораздо глубже и далеко не в одних словах, не в одних определениях…

Если резко разделить мнения на два лагеря, то окажется, что одна сторона чувствует потребность дисциплины мысли, а другая проповедует отрицание eе, анархию мысли, вред единства взглядов, свободное творчество, по одному вдохновению, не связанное никакими путями…
Понять иначе ополчение против внедрения в армии единства отправных взглядов на основные вопросы (обратите внимание, лишь взглядов, а отнюдь не решений в каждом отдельном случае), казалось бы, нельзя. Опасения, что такое единство (доктрина) скрывает за собой шаблон, трафарет, рецепты на все случаи, вряд ли основательно потому, что под шаблоном разумеется застывшая, сковывающая форма, образец решения на все случаи, независимо от обстановки, а ведь учение, претендующее на современность, никак не может вылиться в такие формы, нормы, схемы… Оно устанавливает лишь известный общий масштаб для оценки обстановки, способствует взаимному пониманию начальников и подчиненных, укрепляет взаимное между ними доверие (до некоторой степени, может быть, умеряет требовательность сообразно капризным вкусам), а за ним следом явится и единство стремлений, чувств, которое, как необходимое, противопоставляется единству взглядов.
Во всяком случае, такие опасения понятны в отношении какого-либо определенного, данного учения (доктрины), зарекомендовавшего себя как шаблонное, но совершенно непонятны в отношении стремления к единству взглядов, наиболее отвечающих современный условиям?
Ведь побуждение к такому объединению не вымучено искусственно, не высижено за одной кабинетно-книжной работой, а навеяно самой жизнью, той невообразимой неразберихой, которая творится кругом. Оно является результатом сознания необходимости вырваться из тех оков, которыми (может, с лучшими побуждениями) уже начинают грозить армии, сознания опасности положения, когда перевод из одного округа (даже корпуса, а иногда и дивизии) в другой близок к переводу в иностранную армию… Совершенно естественно, чтобы такое объединение было не оторванным от всего прошлого, не только подражательным, а потому непрочным, но чтобы совершилось оно на почве преемственного развития взглядов, почерпаемых из русского военного искусства и применяемых к современным условиям (техника)…
Сковать творчество, стеснить его такое объединение взглядов не может потому, что к области творчества относится идея каждой ставимой себе задачи, решение которой ни подсказать, ни тем менее навязать никакое современное учение (доктрина) не в состоянии. Даже оценивая обстановку одним мерилом (приемами, методом), разные люди неизбежно придут и должны идти к разным выводам. Субъективность оценки, а отсюда и решения — творчества, совершенно неотвратима. Только люди, проникнутые единством взглядов, воспитанные в одном определенном учении, придут к решениям, одинаковым по духу и различным лишь в подробностях; люди же, привыкшие каждый мыслить об основных вопросах военного дела по-своему, легко могут принять решения совершенно противоположные. Казалось бы, с этим обстоятельством надо очень и очень считаться, готовясь к современной войне не отрядов, а армий, к войне, в которой армиям и подразделениям их (иной раз даже малым) будут ставить лишь цели, выбора же средств к достижению их (частных задач, решений) никто не подскажет. Вот почему рядом с вопросом частного почина и в полном с ним согласии ныне особенно отчетливо выдвигается необходимость идейной дисциплины, которая лучше всего способствует согласованию действий, подчинению всех общему интересу…
(Русский инвалид. 1912. № 23. С. 4–5)

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий