Отечествоведение как учебный предмет

В Российской империи название «отечествоведение» носил учебный предмет, в котором сообщались общие сведения о родной стране в историческом, географическом, экономическом и других отношениях. К началу XX века предмет начинал изучаться в русской армии, но это изучение было преимущественно военно-статистического характера (показывалось общее состояние основных государственных сил России в военном отношении).
Сборники по отечествоведению свидетельствуют о том, что их авторы (составители) стремились дать не только знания, но и разбудить в читателях патриотическое чувство. Так, например, Петр Александрович Риттих в соответствующем учебном пособии для солдат стремится показать не только величие России и армии, но и основные проблемы, трудности, недостатки национального развития, которые надо преодолеть.

Он прекрасно формулирует идеал армии: «Без сильного, ученого, ловкого войска войну вести нельзя, ибо с плохим войском государство будет всегда бито. Войско должно быть отличное, лучшее и выше войск всего мира, — только тогда нашему отечеству не будут страшны никакие враги…» Накопленные на настоящее время знания позволяют создать сильный и содержательный курс отечествоведения, который можно читать (изучать) как в военно-учебных заведениях, так и в действующих войсках. По сравнению с интернациональными и иностранными учениями, абстрактным обществоведением в нем будут даваться конкретные знания о родной стране (причем в систематическом, целостном, собранном виде, не разбитом на многочисленные и усваиваемые в разное время учебные дисциплины). Воспитательное значение такого курса для формирования патриота-гражданина, сознательного защитника своего Отечества очевидно. Подготовка соответствующих хрестоматий, альманахов и учебных пособий не займет много времени и труда. Есть аналоги и образцы, часть из которых можно использовать даже сегодня.

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий