Соразмерность вооруженных сил с материальными или финансовыми средствами страны

…Что армии обеспечивают безопасность государства, это совершенно справедливо; но чтобы они были опорною точкою его самобытности, — это чистый софизм. Самобытность государства укореняется и развивается гражданской его жизнью, а не военною, иначе царства Чингис-ханов, Тамерланов и других были бы прочны, и монголы до сих пор владели бы Россией. Северо-Американские Штаты имеют громадную самобытность и ничтожные вооруженные силы.
Далее, если б критик сказал «армии необходимы, следовательно, и издержки на них необходимы», это было бы справедливо; но говоря, что издержки составляют предмет второстепенной важности, он не прав. Нет статьи в государственных расходах более важной, как на содержание вооруженных сил и на уплату процентов по долгам, произошедшим почти исключительно от военных издержек. Бюджет же государственный служит выражением материального благосостояния государства, и как военные издержки занимают первое место в бюджете, так им принадлежит первостепенное значение в общей экономии государства. Если государство, обязанное заботиться о развитии всех сторон своей жизни, имея средства на содержание только 50 000 войска, сформирует себе армию в 100 000 и будет долго упорствовать в этой цифре, то неминуемо придет к одному из следующих результатов: 1) или, при цветущей военной стороне, все прочие начала его жизни начнут глохнуть; 2) или армия его, где каждые два человека будут жить содержанием, достаточным лишь для одного солдата, подвергнется всевозможным лишениям, будет заваливать госпитали, терпеть большую смертность, опустится в нравственном отношении и вообще сделается непрочною, недоброкачественною; или же 3) если государство, не соображаясь со своими средствами, не будет ни в чем ограничивать своих расходов, оно быстро войдет в долги, по которым не в состоянии будет платить процентов, уронит свой кредит и постоянными дефицитами так расстроит свою финансовую систему, что не в силах будет содержать даже и небольшую армию. Испания нам может представить лучший пример, возможна ли хорошая военная система в государстве, запутавшем свои финансы. Армия ее существует большею частью только на бумаге, на деле же она едва ли в состоянии выставить и 20 000 хорошо снаряженного войска. Государство же не разоренное, не истощенное и с весьма ограниченными военными силами способно к энергичному сопротивлению; достаточно припомнить, как вооружалась Швейцария в 1838, 1848 и в прошлом 1857 году.

Этих доводов, кажется, достаточно, чтобы доказать, почему все правительства, совершенно расходясь во мнении с критиком, отдают должное значение военным издержкам, стараясь сколь возможно соразмерять их с средствами страны. И как ни трудно определить в точности, какую именно армию допускают способы того или другого государства, везде мы видим, однако ж, желание сколь можно ближе подойти к нормальной ее величине, ибо для всех ясно, что если государство или армия страдают при нарушении соразмерности как 50 к 100, то хотя и в меньшей степени, менее осязательно, но они неминуемо должны страдать и при нарушении ее как 50 к 51…
Нет, не обращением капиталов, а тем, что армия оберегает работу, дает возможность каждому члену спокойно трудиться над своим делом, — вот чем армия способствует благосостоянию государства, и необходимо заботиться только о том, чтобы приобрести это спокойствие с возможно меньшими пожертвованиями. Ничто не достается государству такою дорогою ценою, как обеспечение его безопасности, ибо, как мы видели, оно в этом случае теряет, во-первых, капитал, произведенный населением и употребленный на содержание армии, и, во-вторых, всю ценность той работы, которую произвели бы люди этой армии, оставаясь в населении. Мы разобрали экономические условия, связанные с содержанием сухопутных сил; скажем же теперь несколько слов и об отношении этих условий к флоту.
Назначение флота уже тем ограничено против армии, что он реже может служить для обеспечения внутренней безопасности государства; цель флота — по преимуществу действия внешние — более или менее обширны, смотря по расположению владений страны и по обширности морской торговли, которая оберегается им точно так же, как армиею оберегается труд внутри государства.
Цель эта определяет размер и характер морских сил, указывая государству на необходимость содержания в известной соразмерности больших и малых судов, способных для дальних плаваний или для береговых.
Если отношение сухопутных войск к населению важно в видах государственной экономии и прочности самой военной системы, то условие это сохраняет свою силу и в отношении к флоту, с тою разницей, что в этом случае соразмерность надо определять по отношению к населению прибрежных областей государства или вообще тех, которые дают людей, способных к морской службе. Размеры флота так тесно связаны с количеством этого населения, что все старания выйти из определяемой им нормы не приведут ни к какому плодотворному результату. Правда, что, поглотив для флота всю способную к службе прибрежную часть населения, государство может расширить размеры морских сил и, подняв образование флота, дать одно, два хороших сражения; но если борьба затянется, то недостатки самих элементов, из которых он создан, необходимо обнаружатся; и чем большее значение имел флот в начале войны, тем меньшее значение останется ему при ее окончании. Чтобы флот постоянно, даже в самой упорной борьбе, сохранял свою силу, необходимо размер и пополнение его строго уравновешивать с средствами приморского населения, ибо от источников пополнения флота зависят главнейшим образом его качества, а качество во флоте имеет еще большее значение, чем в сухопутных войсках.
Как милиции и сокращенные сроки службы ограничивают и облегчают военную повинность в отношении сухопутных сил, так от обширности торговых флотов зависит, на сколько прибрежное население может быть облегчено от морской повинности. Торговый флот есть резервуар, из которого, в случае надобности, государство усиливает свои морские силы не только людьми, но и самими судами; мало того, при обширности купеческого флота он может служить даже главным основанием морских сил государства, которым военные суда будут лишь добавлением. Соединенные Штаты имеют каких-нибудь 60–70 военных судов, Франция же в обыкновенное время содержит их свыше 300, но можно ли сказать, чтоб морские их силы были так непропорциональны? Нисколько; в случае надобности флот американский быстро уравнялся бы с французским, потому что у Штатов всегда наготове гораздо обширнейшие средства в их торговом флоте.
От торгового флота зависят и сроки службы на военных кораблях. Где купеческих судов мало, там нельзя слишком ограничивать сроков; матрос хорош только опытный, и его можно рано увольнять со службы только там, где он мог бы продолжать свое ремесло; где же это условие невыполнимо, там и самые сроки тяжело ложатся на прибрежное население. В Англии срок службы на флоте трехлетний, у нас же свыше 20 лет.
Содержание морских сил обходится сравнительно еще дороже, чем сухопутных; следовательно, тут требуется еще большая расчетливость в издержках. Цель флота в мирное время, как мы сказали, одна: охранение внешней торговли государства; а где эта торговля ограничена или не подвергается никакой опасности, там и обязанности флота ничтожны, и капитал, на него употребленный, не только не приносит никаких процентов, но требует еще ежегодных больших расходов, которые тоже ничем не вознаграждаются…
Вот главные основания для существования морских вооруженных сил; если есть еще мнения о необходимости развивать военные флоты для покровительства внешней торговле, то мнения эти совершенно ложны. Оберегать торговлю флот может, это понятно; но каким образом он может ей покровительствовать, это решительно необъяснимо; не тем ли, что, грозя пушками кораблей, заставит жителей какого-либо порта покупать привезенные товары?
Повторяем еще раз, покровительство торговле, увеличение благосостояния, опора самобытности — все это обстоятельства, непричастные вооруженным силам; цель их всегда и везде одна: обезопасить жизнь и деятельность государства. Ясно также, что государство будет тем в большей выгоде, чем цель эта будет достигнута с меньшими пожертвованиями. Экономический путь для этого один: содержать в мирное время только самое необходимое число войск действующих, требующих постоянных расходов; на случай же войны иметь организованную силу в самом народе, готовую могущественно подкрепить армию, а между тем не требующую больших постоянных издержек.
Теперь посмотрим, какие должны быть выполнены условия чисто военные, чтобы постоянная или действующая сила государства, ограниченная в своих размерах соображениями экономическими, вполне соответствовала своему назначению.

Запись опубликована в рубрике морально-психологические основы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий