Соразмерность вооруженных сил с населением

Мы надеемся указать впоследствии (в отдельных обзорах) действительную степень соразмерности вооруженных сил различных государств с их населением; здесь же мы объясним только, как важна эта соразмерность, выражающая собой, насколько вообще военная повинность может тяготеть над населением какой-либо страны.
Что эта повинность составляет тягость, доказательством тому служат постоянные старания всех правительств сколь возможно облегчить ее. И в самом деле, можно ли считать делом легким, чтобы человек в цвете сил отказался от семьи, от труда, которым мог бы улучшить свое положение, и вступил под знамена с решимостью пожертвовать своею жизнью?
Так как цель этой повинности заключается в обеспечении безопасности государства, то ясно, что справедливость требует распределить эту повинность по возможности равномерно на всех его членов, одинаково нуждающихся в этой безопасности. Военные касты, существовавшие в древности, да и теперь еще существующие в Индии и в Китае, не могут иметь места в государстве благоустроенном. Они могут держаться только до тех пор, пока военное сословие составляет общество особое, привилегированное, образовавшееся и поддерживаемое преимущественно только желаниями богатой добычи, почета и власти. Государству же, получающему правильное военное устройство, не может быть ничего опаснее, как привилегированное военное сословие, — стоит только припомнить стрельцов, янычар и мамелюков. Мало того, что государство, сглаживающее разные привилегии, часто встречает в подобных людях вооруженное сопротивление, препятствующее самым полезным преобразованиям; они вредны еще тем, что отучают население от обязанности защищать себя, делают его слабым и неспособным к энергичному сопротивлению. Вот слова известного юриста и историка Роттека: «Народ, который предоставляет защиту своей независимости особому наследственному классу, становится малодушным и неспособным противостоять самым несправедливым нападениям и притеснениям».

Мы приходим, таким образом, к заключению, что военные касты невозможны и что вооруженная сила должна возникать из всего населения страны. Посмотрим теперь, какие соображения представляются каждому государству при образовании военной силы на этом условии.
Для войска государство должно пожертвовать людьми молодыми, сильными, здоровыми; следовательно, оно лишает себя производительных трудов лучшей части своего населения; оно ослабляет и самый состав населения, уменьшая его приращение. Браки не согласуются с чисто военными целями; в войсках почти всех государств они встречают большие или меньшие затруднения, да и самые обязанности военной службы им не благоприятствуют; поэтому самая способная к умножению часть населения тратит свои производительные силы вне семейных обязанностей гражданина. Это обстоятельство ограничивает число рождающихся; но при продолжительном военном напряжении, когда большая часть крепкого населения вызвана на службу, к ограниченному числу рождающихся присоединяется еще другое невыгодное условие, — их недолговечность. Так как поколение в подобном случае производится людьми недозрелыми, хилыми, болезненными или дряхлыми, словом, теми, которые по своим физическим недостаткам были неспособны для военной службы. — Обстоятельство это уже оправдалось однажды на Франции. Огромные армии, которые она выставляла в последние годы империи, были причиной, что в 1830-х годах количество ее конскриптов было менее обыкновенного собственно потому, что из родившихся в 1810–1815 годах немногие дожили до 21-го года. — Большие постоянные армии и флоты, несоразмерные с населением и излишне его отягощающие, точно так же вредно на него действуют, как и другие причины, имеющие влияние на уменьшение населения: войны, болезни, голод и проч.
Это-то важное экономическое условие постоянно побуждает и всегда будет побуждать правительства заботиться как об уменьшении пропорции постоянных войск к населению, так и об облегчении самой военной повинности. Достигается это двумя способами: 1) организацией милиции, ополчений, развитием торгового флота и 2) сокращением сроков службы.
Действительно, если на случай чрезвычайной опасности от вторжения неприятеля государство примет в расчет содействие, которое может оказать все население, способное носить оружие, или весь годный для военной цели купеческий флот, то размеры его постоянных вооруженных сил могут быть значительно уменьшены. Установивши заранее правила для организации этих средств на случай войны, оно обеспечивает в известной степени свою безопасность, не обременяя население и не отвлекая его от производительного труда. Чем государство более развито, тем более оно может рассчитывать на достоинство формируемого им ополчения, тем скорей оно может уменьшить свои постоянные войска.
Другое средство, не уменьшающее, но облегчающее меру военных тягостей, несомых населением, заключается, как мы сказали, в уменьшении сроков службы. Если б рекрут, вынувший жребий или по очереди попавший в военную службу, был обязан посвятить себя ей на всю жизнь, то, конечно, для прочих членов общества и собственно для военных целей государства это представляло бы многие выгоды. Ежегодная убыль из войск была бы не велика, следовательно, пополнение ее требовало бы весьма ограниченного числа конскриптов, и притом государство всегда имело бы обдержанную, опытную армию. Но может ли общество требовать от части своих членов службы на всю жизнь, тогда как другая часть совершенно от нее уклонится? Справедливость требует равномерности в распределении повинностей, и если мы сказали, что военная сила должна возникать из среды всего населения, что эта повинность должна распределяться между всем населением страны, то ясно, что для выполнения этого условия следует, по возможности, отклонять продолжительные сроки службы, чтобы в армии ежегодно очищалось место, если не для всех, то для возможно большего числа дозревших к службе людей. Только при непродолжительных сроках службы возможна равномерность и облегчение военной повинности для населения, ибо служить будут почти все, но зато меньшие сроки.
И для самого государства, как бы с первого взгляда ни казалось выгодным иметь армию из старослуживых, обдержанных людей, ограниченные сроки службы могут скорее удовлетворить требованиям прочной военной системы. При продолжительных сроках в случае войны государство на первое время действительно имеет превосходную армию; но лишь только в ней начинается значительная убыль, самый состав ее быстро изменяется; войска для пополнения своего получают лишь молодых неопытных рекрутов, совершенно незнакомых ни с военным делом, ни с перенесением походных трудностей; и как бы ни была велика их цифра, армия уже не представит прочного целого и так же быстро растает, как составилась; пример тому Наполеонова армия в 1813 году. При ограниченных сроках службы, когда во время мира состав армии довольно часто обновляется, государство встречает неприятеля с хорошо обученною, но молодою армией; зато, далее, в продолжение долгого времени ему уже не приходится прибегать к рекрутам, ряды его войск пополняются людьми, прежде служившими, сильными и достаточно знакомыми с военным ремеслом; а рекруты, между тем, могут быть, не торопясь, подготовлены и поступят в строй окрепшими, не представляя опасений за свою долговечность и не заваливая сразу всех госпиталей.
В какой мере ограниченные сроки службы удовлетворяют потребностям военного искусства, — об этом мы будем говорить в своем месте. Здесь же, рассматривая вопрос только с экономической стороны, мы пришли к заключению, что как справедливость в распределении военной повинности, так и сбережение военных сил в случае продолжительного напряжения одинаково заставляют отдать предпочтение кратким срокам службы.

Запись опубликована в рубрике морально-психологические основы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий