Отечествоведческая традиция в русской армии и ее современное измерение

Любовью, силой и трудом создавалась Россия. Скрепленное православной верой и самодержавной властью, российское государство стало Отечеством для многих народов. Любовь к родной земле помогла россиянам преодолеть не одно испытание. Она же явилась источником деятельного патриотизма, которому Н.Карамзин посвятил следующие слова: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения и потому не все люди имеют его…
Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма…
Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве — а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут…
Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться: но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником». По мнению другого замечательного русского человека — философа В.Соловьева — добродетель патриотизма образуют «ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение».

Уже из этих определений видно, что патриотизм есть не только любовь, достоинство и долг по отношению к Отечеству, но и необходимость познания своей Родины в интересах ее совершенствования.
Знание истории при этом выступает краеугольным камнем патриотического сознания. Оно воспитывает, образовывает, укрепляет дух, ориентирует, указывает способы решения схожих задач, предостерегает от ошибок и т.д. «Едва ли есть другой такой народ, который мог бы оглянуться на прошедшее и получить от него столько пользы в настоящем, как мы, русские», — отмечал в свое время малоизвестный сегодня исследователь эпохи Петра I Н.Г. Устрялов. Примеров верных действий на службе Отечеству (в том числе и на военном поприще) в нашей богатой истории более чем достаточно.
Русская история свидетельствует: Армия и Флот России были всегда сильны любовью к Отечеству. В лице офицерского корпуса, как правило, занимали государственно-патриотическую позицию, руководствовались общенациональными интересами страны. Защищали Россию от внутренних и внешних врагов. Обеспечивали решение почти всех ее исторических задач. «Главным образом работой русской армии создавалась Великая Россия, — к такому выводу пришел в своем трехтомном труде А.Н. Куропаткин. Для патриотической армии Россия представляла особую ценность. Она являлась для нее государством-отечеством, плотью собственного существования. Родной землей, обильно политой кровью русского воина. Объектом защиты от врагов, стремящихся расчленить и поработить Россию. Пока существовала армия — жива была Россия. Если удавалось разложить армию, то для страны наступали времена смут, междоусобиц, государственных катастроф. Русская история неоднократно подтверждала эту закономерность. Как, впрочем, и следующую оценку: «У России есть лишь два верных союзника — ее Армия и Флот» (Александр III).
Понимаемый таким образом долг перед Родиной обусловливал особую ответственность за ее защиту, необходимость познания России и самопознания армии. «Военное» отечествоведение (государствоведение) постепенно становилось предпосылкой поддержания патриотического духа армии, естественно-исторического функционирования всей российской военной системы, ее движения по истинному (неложному) пути. Начиная с XIX в., значительное развитие получила военная статистика — наука об «исследовании в данный момент сил и средств государства в военном отношении». В этой науке военная сила не сводилась только к войску или вооруженному народу, а рассматривалась как «совокупность всех средств и способов, необходимых в государстве для ведения войны, оборонительной или наступательной». Соответствующие военные знания приобретали государственное, политико-социологическое измерение. Другие военные и морские науки также не носили узкоспециального характера. Из вида не упускался тот факт, что война и армия относятся к явлениям общественной жизни (и занимают особое место в русской истории), что первая из них является продолжением политики, а вторая — ее орудием, важным элементом государственной обороны. В уникальном «Сборнике государственных знаний» военная отрасль знаний была включена в круг государствоведения (целостной научной системы, исследующей различные стороны государственной жизни). С середины XIX века русская военная мысль самостоятельно (и не без противодействия) выходит на проблематику государственной и военной политики. В непосредственной связи с конкретной действительностью России изучаются война и мир, Вооруженные силы страны, военные и политические системы государств — вероятных противников. Появляются работы по военной истории и государственной обороне. Для каждого временного периода разрабатываются свои варианты военных реформ. Военная печать просто поражает разнообразием направлений и тем, отечествоведческой глубиной и качеством публикуемого материала. В рамках военно-исторической науки отечествоведение складывалось первоначально из результатов анализа многочисленных войн России. Впоследствии стали появляться теоретические разработки по истории русского военного искусства. Новая наука вбирала в себя историю войн. Накопленные военно-исторические знания и широкое (почти военно-политическое) понимание военного искусства как целесообразного устройства и эксплуатации сил и средств для достижения победы в войне позволили выделить и концептуально оформить историю русской военной силы (исходного элемента военного искусства), а также создать соответствующие учебные курсы. Перед Первой мировой войной появляется наконец первое (и последнее) научное издание истории русской армии и флота. Но и оно осуществляется не самоцельно. Преследуется задача показать развитие военного дела, дать цельную картину состояния военного искусства на протяжении всего тысячелетнего существования России.
Вместе с тем непосредственно выдвигается и отечествоведческая цель:
«Знание своей родины, знание славной боевой деятельности армии и флота, создавших из маленького удельного княжества, окруженного со всех сторон мощными врагами, могучую Российскую Империю, которая занимает ныне площадь, равную 1/6 всей суши земного шара, столь же необходимо каждому образованному русскому, как знакомство его и с другими сторонами государственной жизни: промышленностью, политикой, торговлей, техникой, искусствами и т.п.
Только совокупность всех этих знаний явится правильной основой для здорового народного мировоззрения, для выработки таких понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут верные пути к развитию и укреплению прирожденного чувства любви к родине и к воспитанию в каждом из нас веры в силы своего народа, своих армии и флота, являющихся ныне родными детьми нации, плотью от плоти и кровью от крови своего народа, со всеми его достоинствами и недостатками…
Раз не найдено еще верного средства устранить вооруженные столкновения народов, государству необходимо обеспечить себя надежной и верной охраной, что достигается лишь неустанным, подчас напряженным развитием Вооруженных сил его, под мощным покровительством которых только и могут нации мирно развиваться.
Жизнь современного значительного государства сложна, сложны и Вооруженные силы его; необходимо всегда иметь в виду, что в настоящее время нация тесно связана со своей армией и флотом; уже одна общеобязательная воинская повинность соединяет в себе почти все мужское население страны для единой цели — сберечь свое отечество; отсюда естественно, что все граждане страны, ее интеллигенция, в особенности, должны близко принимать к сердцу интересы своей армии и флота, жить с ними единой, тесной и дружной жизнью. Вот почему необходимо знать историю своей армии я флота». Россия жила, живет и будет, видимо, жить в сложных исторических условиях. Пройдет немало времени, прежде чем гражданские институты власти и экономические факторы станут определять политическую мощь страны. До тех пор армия традиционно будет играть особую (и преувеличенную) роль в обеспечении престижа, статуса внутренней и внешней безопасности российского государства. От ее состояния, позиции и поведения во многом будет зависеть судьба Отечества (особенно в смутные, переходные и угрожающие периоды). Поэтому она должна обладать высоким (очень высоким) уровнем сознательности:
— исторической (способностью к усвоению уроков и ошибок прошлого, широким обобщениям и ретроспективному мышлению);
— патриотической (любовью и преданностью Отечеству, ответственностью за его защиту, готовностью к самопожертвованию);
— экономической (пониманием необходимости соразмерности Вооруженных сил и их задач с материальными и финансовыми средствами страны, содействия развитию материальных сил как естественной основы ее могущества);
— политической (верностью Конституции и законной власти, умением объективно оценивать политическую и военно-политическую обстановку, воздействовать на нее в национальных интересах России);
— военной (способностью к созданию качественных Вооруженных сил, постоянно совершенствующихся на основе требований военного искусства, общественных потребностей и самоконтроля) и т.д.
Для формирования сознательного здорового мировоззрения армии требуются специально отобранные (полученные) государственн ы е знания: отечествоведческие по содержанию, статистические (конкретно-социологические) по точности, прагматические по характеру использования. Они должны обеспечивать познание России и ее Вооруженных сил в целом (во всех внутренних и внешних системных связях), а по необходимости и в конкретных, наиболее важных подробностях (направлениях). Их роль для армии особенно возрастает сегодня, когда российская действительность характеризуется реформами, общественными сдвигами, дестабилизирующими явлениями.
Вот почему необходимо не просто возродить отечествоведческую традицию русской армии, но и придать ей новое измерение.

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий