Амстердам обещал Киеву самолёты F-16, но сроки поставок затягиваются
General Dynamics F-16 Fighting Falcon (боевой сокол) очень популярный в мире самолёт четвёртого поколения, состоит на вооружении ВВС 25 стран мира. Разрабатывался в 1970-е. Затем претерпел несколько модификаций. Всего было выпущено около пяти тысяч таких машин, сейчас в эксплуатации насчитывается 2810.
В Европе уже запущена программа подготовки украинских пилотов управлению F-16, пока известно, что – это две группы: в одной шесть, в другой двадцать, отобранных лучших лётчиков украинских ВВС. На обучение, возможно, уйдёт не один год. Но, есть определённая вероятность, что западные кураторы Киева наймут уже обученных и опытных пилотов в Европе, Америке или Азии. К тому же Вашингтону придётся отыскать для ВВС Украины технический персонал, умеющий обслуживать данные истребители. Своего Незалежная пока не имеет и на его подготовку также уйдёт немало времени. Нет пока информации о подготовке аэродромной инфраструктуры для эксплуатации F-16 на Украине. Киеву и его западным кураторам придётся думать над тем, как обеспечить защиту мест базирования «соколов». Известно, что ВСУ сейчас в спешке приводят в порядок все аэродромы, заброшенные за время независимости аэродромы. Как вариант сохранения парка «соколов» – их частое перемещение с одной базы на другую. Для содержания на Украине многочисленных аэродромов, их инфраструктуры и персонала Западу придётся серьёзно раскошелиться на это уйдёт не один десяток миллиардов долларов.
В настоящее время передавать остатки или часть своего парка Украине согласились Норвегия, Нидерланды и Дания. Нидерланды обещали 42 машины, Дания – 19, Норвегия – не более 12, всё, что у неё осталось. Сроки поставок зависят от продажи Америкой самолётов пятого поколения F- 35 вышеуказанным странам. Перед отправкой Украине «боевые соколы» слегка «разденут». Из них уберут все высокотехнологичные компоненты, попадание которых в руки российских специалистов для США и НАТО нежелательно. ВВСУ получат истребители после установки на них старых: авионики и средств связи. Впрочем, Киеву передают и так весьма поношенные самолёты примерно с 30 -летним сроком эксплуатации.
На что может сейчас рассчитывать Киев? Это F-16 AM/ВМ блок 50/52. Литера «М» означает, что самолёт лицензионной европейской сборки, литера «А» – одноместный, литера «В» – двухместный. Самолёты уровня модернизации блок 50/52 относятся к четвёртому поколению (без плюсов). Кстати, F-16, без проблемы, сбивали старые советские ЗРК С-125. Новые российские зенитные ракетные комплексы и боевые самолёты поколения 4+ и 4++ будут щёлкать этих «соколов», как орешки.
Боевой радиус F-16 AM/ВМ блок 50/52 с двигателями PW F100-PW-200 или PW F100-PW-220 без нагрузки составляет 1361 км. С боевой нагрузкой этот показатель уменьшается, максимум, что может нести на себе «сокол» – около 1000 кг. При базировании в Польше, Словакии или Румынии F-16 может практически проводить атаки над всей территорией Украины. Но, такой вариант маловероятен, поскольку он приведёт к прямому вооружённому столкновению России и НАТО, к чему альянс не стремиться, во всяком случае – по заявлениям в Вашингтоне и Брюсселе.
Получая F-16 Киев, обретает уже готовую платформу для крылатых ракет «Сторм Шедоу/Скальп» и «Таурус». Кроме того, на вооружении «сокола» есть ракеты класса «воздух -воздух» AIM-120 AMRAAM с боевой дальностью в варианте «B» до 70 км, в варианте «С» до 110 км. Есть в арсенале F-16 ракеты класса воздух-поверхность в том числе и противорадиолокационная HARM. Эти самолёты являются платформой и для авиационных бомб, модернизированных комплексом JDAM до состояния управляемых и планирующих.
При информационной и управленческой поддержке натовских самолётов AWACS, а также спутниковой системы США/НАТО – самолёты F-16 могут стать серьёзной проблемой и атаковать, используя тактику воздушных засад. Но, решающую роль они сыграть всё равно не смогут. Ветераны ВВС США и других стран НАТО пророчат «соколам» на украинском ТВД незавидную будущность, их быстро уничтожат силы ВКС РФ при попытке Киевом нормальной боевой эксплуатации. Держать такие самолёты мёртвым грузом ВСУ явно не выгодно. Есть мнение, что Америке выгодна утилизация F-16 посредством войны на Украине, что повысит спрос у клиентов военно-промышленного комплекса США на авиационную технику пятого поколения
Скажу о том, чего Киев пока не получит – это последняя модификация F-16 block 70/72, которая относится к поколению 4++. 14 таких машин США скоро поставят Словакии. Нет гарантий, что когда-нибудь, потом, данные самолёты не перекочуют на Украину.
Источник: argumenti.ru