Насколько опасна крылатая ракета большой дальности TAURUS KEPD 350
Буквально на днях в немецких СМИ разразился скандал в связи с утечкой содержания секретных переговоров высокопоставленных офицеров бундесвера о передаче Украине крылатых ракет TAURUS («Телец»). Военнослужащие, используя американскую программу WebEx (аналог Zoom), в деталях обсуждали как лучше всего организовать поставки нового оружия Киевскому режиму и помочь украинским военным в его использовании. Причем главное внимание офицеры бундесвера обращали на скрытность доставки крылатых ракет на украинскую территорию, а также полное засекречивание участия личного состава luftwaffe в применении этого оружия против российской армии и объектов гражданской инфраструктуры, включая удары по Крымскому мосту.
Сам факт того, что подобная тема детально рассматривается высокопоставленными офицерами бундесвера указывает на подготовку Германии к передаче ракет TAURUS, а также о готовности немецких военных к прямому участию в боевых действиях против России на стороне Киевского режима.
В ФРГ достаточно давно обсуждают вопрос об отправке крылатых ракет TAURUS на Украину. На днях нижняя палата бундестага проголосовала за проект резолюции о поставке дальнобойных систем оружия ВСУ, но при этом проголосовала против передачи TAURUS Киевскому режиму. Против поставки выступает и канцлер Германии Олаф Шольц, который видит в подобном решении шаг, ведущий к началу войны между Германией и Россией, а, по сути, Третьей мировой войны. С помощью немецких ракет непредсказуемые власти Незалежной могут целенаправленно нанести удары вглубь российской территории, в том числе по городам Адлер, Новороссийск, а также по Калужской области и Подмосковью. Их основная задача – втянуть блок НАТО в полномасштабный конфликт с Россией. А технические возможности для совершения подобного рода провокаций с помощь ракет TAURUS имеются.
Крылатая ракета TAURUS была принята на вооружение в 2005 г. Ее название представляет собой аббревиатуру и происходит от английского Target Adaptive Unitary & Dispenser Robotic Ubiquity System/Kinetic Energy Penetrating Destroyer.
Ракета является результатом совместной разработки компаний MBDA Deutschland GmbH, Saab Dynamics AB и их дочернего предприятия TAURUS Systems GmbH, занимающегося разработкой, производством и продвижением ракет TAURUS.
Базовая модификация крылатой ракеты TAURUS KEPD 350 (KEPD – «кинетическое проникающее средство поражения») класса «воздух – поверхность» способна поражать цели на дальности более 500 км. У упрощенной версии TAURUS KEPD 150 дальность действия составляет 300 км. Длина немецкой крылатой ракеты составляет 5,1 м. Ширина корпуса – 1,1 м. Размах крыла – 2,1 м. Масса заправленной ракеты 1360 кг. Масса боевой части – 481 кг. Ракета летит со скоростью 0,6 – 0,9 Маха (730-1100 км/ч). На сверхмалой высоте при полете с огибанием рельефа местности скорость не превышает 0,8 Маха (980 км/ч). Стоимость одной ракеты составляет 950 тыс. евро. Крылатые ракеты TAURUS состоят на вооружении армий Германии, Испании (модификация TAURUS 350Е) и Южной Кореи (модификация TAURUS 350К-2). С 2005 по 2010 г. Германии приобрела 600 шт. крылатых ракет TAURUS, из них в настоящее время боеготовы 150. Испания за это же время купила 43 крылатых ракеты, Южная Корея с 2005 г. по 2020 г. закупила 267 ракет этого типа.
Крылатая ракета TAURUS была создана для преодоления эшелонированной системы противовоздушной обороны противника за счет полета с огибанием рельефа местности на малых и предельно малых высотах и использования технологий малой заметности. Ракета оснащена тандемной бетонобойной боевой частью MEPHISTO (Multi-Effect Penetrator, High Sophisticated and Target Optimised), которая за счет использования искусственного интеллекта способна поражать подземные командные пункты, бетонные бункеры и склады, аэродромы и взлетно-посадочные полосы, корабли в порту или в море, а также уничтожать точечные и площадные цели. Для этого внутри ракеты встроены вольфрамовый стрежень длиной 2,3 м и программируемый многоцелевой взрыватель. Взрыватель срабатывает на заранее выбранной глубине подземного сооружения за счет использования технологий подсчета слоев и обнаруженных пустот. Его также можно запрограммировать на воздушный или наземный подрыв.
Траектория полета ракеты планируется заранее. Маршрут и выход на цель задаются при помощи информационно-управляющей системы, которая готовит полетное задание для ракеты и заносит его в память бортового компьютера. На основании данных о цели и информации о размещении средств ПВО, карт районов коррекции и рельефа местности осуществляется 3D-моделирование всего маршрута полета. Созданная модель загружается в бортовой компьютер ракеты. От качества исходной информации зависит результат всей миссии. Один из участников скандальной видеоконференции, опубликованной в СМИ, инспектор ВВС бундесвера Герхартц высказался на эту тему: «Мы должны лучше готовиться, чтобы не провалиться оттого, что y KSA, возможно, нет представления о том, где на самом деле находятся системы ПВО. Такая информация есть у украинцев, у нас есть данные с радаров. Но если речь идет о точном планировании, то мы должны знать, где установлены радары и где находятся стационарные установки, как их обойти. Это позволит разработать более точный план. У нас есть суперсредство, и если у нас будут точные координаты, то мы сможем его точно применить».
Еще одна важная особенность крылатых ракет TAURUS – они способны самостоятельно находить цель. Для этого инфракрасный 3D-образ планируемого для уничтожения объекта закладывается в компьютер головки самонаведения.
Большая дальность полета и малая заметность крылатых ракет TAURUS позволяют наносить с их помощью удары по глубоким тылам противника без захода самолета-носителя в зону действия ПВО. Модульная конструкция ракеты дает возможность достаточно быстро поменять боевую часть. Так, модификация ракеты TAURUS M оснащена многозарядной (кассетной) боевой частью для поражения рассредоточенных малоразмерных целей. Еще одна модификация, TAURUS HPM (High Power Microwave – микроволновое излучение высокой мощности), способна с помощью электромагнитного импульса вывести из строя всю электронику, находящуюся на определенном расстоянии от эпицентра срабатывания боевой части ракеты.
Крылатые ракеты TAURUS можно запускать с различных типов платформ. Это может быть истребитель, транспортный самолет, военный корабль или контейнеровоз, грузовой трейлер. Для наземного или морского старта используется модификация ракеты TAURUS CL (Container Launched – запускаемый из контейнера).
Воздушными платформами являются истребитель-бомбардировщик европейского производства Panavia Tornado, шведский истребитель Saab JAS 39 Gripen, американский истребитель McDonnell Douglas F-15K Slam Eagle, американский истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, многоцелевой истребитель европейского производства Eurofighter Typhoon. Кроме того, есть возможность запуска крылатых ракет модификации TAURUS Т из грузового отсека военно-транспортного самолета. Запуск 12 ракет производится со специального поддона, который вытягивается парашютом.
Корпус немецкой ракеты изготовлен из композитных материалов. Его прямоугольная форма призвана снизить радиолокационную заметность. Два воздухозаборника искривленной формы частично снижают радиолокационную заметность турбореактивного двигателя. За счет примененных новшеств ракета имеет низкую эффективную поверхность рассеяния.
Крылатая ракета TAURUS использует комбинированную систему наведения. Она включает инерциальную систему наведения (INS), систему глобального позиционирования (GPS), навигацию на основе изображений. Электронно-оптическая корреляционная подсистема Image Based Navigation – IBN – производит коррекцию траектории в полете по данным цифровых карт. Для этого используется 10 контрольных точек, местонахождение которых на местности помогает определить радиовысотомер (RADALT).
Военные специалисты бундесвера еще до старта программируют ракету, заложив в нее данные о цели и местах расположения комплексов противовоздушной обороны, которые TAURUS должна обойти. Ракета осуществляет полет по траектории с учетом рельефа местности, направляясь к цели с помощью инерциальной навигационной системы (INS), навигации по изображениям (IBN), навигации с привязкой к местности (TRN) и глобальной системы позиционирования (GPS). Главная особенность ракеты TAURUS состоит в способности перемещаться на большие расстояния без поддержки системы GPS, что значительно усложняет применение против нее комплексов РЭБ. Есть информация, что часть ракет TAURUS уже оснащена двусторонней линией передачи данных, что позволяет перенацеливать ракету в полете и наводить ее на движущиеся цели.
Для защиты от ПВО противника ракеты TAURUS оснащаются специальными датчиками и средствами постановки пассивных помех. Так, при ее облучении в полете определенными типами РЛС бортовой компьютер может выдать команду на отстрел ИК-ловушек или сброс дипольных отражателей, что осложняет наведение зенитных ракет.
Достигнув нужного района, ракета делает «горку». Это необходимо для лучшего обнаружения цели. Инфракрасная камера сравнивает изображение реального объекта с 3D-моделью заложенной в память ГСН. В случае их совпадения ракета с высокой точностью атакует цель. При несоответствии образа и цели для корректировки используются другие системы наведения. В случае отсутствия возможности обнаружить цель ракета уходит в заранее запланированный район на самоликвидацию.
Российские военнослужащие имеют богатый опыт борьбы с крылатыми ракетами. Еще в 80-е годы ХХ века воины Войск ПВО на полигонах регулярно отрабатывали задачи по поиску и поражению крылатых ракет-мишеней, которые имели схожие с американскими крылатыми ракетами Tomahawk характеристиками.
Реальные крылатые ракеты, включая американские Tomahawk, не раз успешно уничтожались в Сирии. Показательным в этом отношении стал американский удар по аэродрому Шайрат в апреле 2017 г. При его отражении из 59 американских крылатых ракет цели достигли только 23.
Хорошо освоили российские ракетчики стрельбу по британским Storm Shadow и французским крылатым ракетам SCALP-EG в ходе СВО на Украине.
Что касается крылатой ракеты TAURUS, то ее малая эффективная поверхность рассеяния, возможность лететь с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах делают немецкую разработку достаточно серьезным противником для российских систем ПВО. Для эффективной борьбы с подобного рода средствами поражения нужно использовать целый комплекс мер противодействия. Среди них уничтожение крылатых ракет при транспортировке. Из перехваченных переговоров офицеров бундесвера известно, что британцы свои крылатые ракеты перевозят в бронемашинах Ridgeback, а французы в легковых автомобилях Audi Q7.
Своевременное обнаружение и уничтожение транспортных средств с ракетами внутри может сократить их количество у Киевского режима. Эффективными являются удары по местам складирования крылатых ракет, а также аэродромам дислокации самолетов-носителей этого оружия. На сегодняшний день к таким авиационным средствам относятся украинские фронтовые бомбардировщики Су-24. Немаловажную роль играет частая смена позиций российскими РЛС и зенитными ракетными комплексами. Как известно, в полетное задание ракеты TAURUS обязательно закладывается информация о системах российской ПВО, которые должна облететь ракета. Устаревшие данные, заложенные в память компьютера, позволят средствам ПВО уничтожать ракеты TAURUS из засады. Но ключевая роль в успешной борьбе с крылатыми ракетами противника отводится мастерству наших ракетчиков. Оно растет день ото дня и позволяет с уверенностью надеяться, что очередное немецкое Wunderwaffe будет ждать та же судьба, что танки Leopard и САУ Panzerhaubitze 2000.
Источник: argumenti.ru